Качество не SuperJet

Всего десять новейших самолетов   обеспечили 40% отказов авиатехники «Аэрофлота» в 2012 году

 У «Аэрофлота» есть претензии к уровню надежности флагмана российского авиапрома Sukhoi SuperJet 100 (SSJ-100). Как стало известно «Ъ», в 2012 году на десять воздушных судов этого типа (8% самолетного парка «Аэрофлота») пришлось 40% всех инцидентов, связанных с отказами авиационной техники. Наиболее серьезные связаны с надежностью системы управления шасси SSJ-100. Это первая серьезная попытка анализа статистики летных происшествий с участием лайнеров SSJ-100, эксплуатацию которых «Аэрофлот» начал летом 2011 года. При этом в самой авиакомпании считают, что недостатки SSJ-100 «не носят системного характера».

 То, что «Аэрофлот» недоволен качеством SSJ-100, следует из презентации «О безопасности полетов ОАО «Аэрофлот» в 2012 году» для совета директоров, датированной концом января (есть в распоряжении «Ъ»). Согласно документу, в прошлом году статистика инцидентов с участием воздушных судов «Аэрофлота» серьезно ухудшилась. Так, в 2012 году количество таких происшествий выросло с 60 до 95, при этом число инцидентов, оцененных как «сложная ситуация», возросло до девяти (четыре — годом ранее). В результате значение коэффициента безопасности полетов SAFA выросло до 0,75 (против 0,61 годом ранее).

Больше всего инцидентов с участием воздушных судов «Аэрофлота» в 2012 году произошло по причине отказа авиационной техники (63% от их общего числа), подсчитали в авиакомпании. На втором месте (25%) — внешние активные воздействия, связанные, например, с попаданием птиц в авиадвигатель. Причиной еще 11% летных происшествий стали нарушения, допущенные персоналом «Аэрофлота» при выполнении технологических операций на воздушных судах. И наконец, 1% инцидентов стал следствием нарушения технологии проведения работ на авиаремонтных заводах.

«Основное количество инцидентов, связанных с отказами авиационной техники, было зафиксировано на воздушных судах типа RRJ-95B (так проект SSJ-100 назывался до 2006 года.— «Ъ») — 24 события, что составило 40% от их общего количества»,— говорится в презентации.

Отметим, что это первая серьезная попытка анализа надежности SSJ-100, эксплуатацию которых «Аэрофлот» начал летом 2011 года. Сейчас самолетный парк авиаперевозчика насчитывает десять машин Sukhoi Superjet 100-95B, указано на его сайте. Всего же по состоянию на 29 декабря 2012 года «Аэрофлот» эксплуатировал 125 пассажирских самолетов, из них самой многочисленной является линейка Airbus (А-319, А-321, А320 и А-330) — 102 машины. Получается, что лайнеры SSJ-100 составляют всего 8% авиапарка «Аэрофлота».

Региональный пассажирский самолет SSJ-100-95В рассчитан в базовой версии на перевозку 95 пассажиров на расстояние до 3,048 тыс. км (для версии с увеличенной дальностью — до 4,578 тыс. км) 3 февраля 2011 года лайнер получил сертификат типа авиарегистра МАК. Первыми заказчиками SSJ-100 стали «Аэрофлот» и «Армавиа». Сейчас в портфеле заказов ГСС контракты на поставку 174 самолетов.

По данным «Аэрофлота», в 2012 году больше всего случаев неисправностей на SSJ-100 пришлось на системы кондиционирования (девять случаев) и управления воздушным судном (семь). Напомним, что прошлым летом сообщалось о ложных срабатываниях сигнализации в системе обнаружения утечек из сети кондиционирования. Еще шесть инцидентов вызваны сбоями в системе уборки/выпуска шасси, один — неполадками противопожарного оборудования и еще один — конструкционными особенностями двигателя SSJ-100. При этом наиболее серьезными стали инциденты, связанные с надежностью системы управления шасси SSJ-100, указано в презентации «Аэрофлота».

В документе нет перечня летных происшествий с участием SSJ-100, но ряд из них получил публичную огласку. Так, 10 сентября 2012 года «Аэрофлот» отменил дневной рейс Астрахань—Москва в связи с возможной технической неисправностью SSJ-100 после срабатывания сигнализации открытия дверей, которые в тот момент были закрыты. А в октябре в аэропорту Бегишево совершил аварийную посадку SSJ-100, выполнявший рейс «Аэрофлота» по маршруту Москва—Набережные Челны. Предполагаемой причиной стало обмерзание предкрылков.

«Аэрофлот» планирует перевести все самолеты SSJ-100 «на баланс обособленного подразделения в городе Пермь», говорится в материалах авиакомпании. Этот вопрос обсуждается в связи с планами по открытию пермского филиала «Аэрофлота» (сейчас там есть его представительство), подтвердил «Ъ» один из членов совета. Планы по переводу лайнеров SSJ-100 в Пермь связаны с перегруженностью аэропорта Шереметьево и имеют целью снижение операционных затрат «Аэрофлота», поскольку «создание авиаэскадрильи в Перми имеет налоговые преимущества», указано в пояснительной записке к документу.

Насколько такое решение может улучшить статистику летных происшествий «Аэрофлота», в самой авиакомпании вчера пояснить не смогли. Там «Ъ» сообщили, что окончательного решения на этот счет нет, поскольку тема SSJ-100 на последнем заседании совета директоров 31 января не обсуждалась. «Претензии к SSJ-100 есть, как к любому другому самолету на этапе запуска в эксплуатацию, есть они и к Boeing 787 Dreamliner. Но недостатки SSJ-100 не носят системного характера, они устранимы»,— заявили «Ъ» в «Аэрофлоте». Отметим, это не первый случай критики SSJ-100 со стороны авиаперевозчика. Так, прошлой весной на коллегии Росавиации представитель «Аэрофлота» заявил, что уровень исправности SSJ оказался на 17-45% ниже, чем в среднем по парку авиакомпании (см. «Ъ» от 13 марта 2012 года).

В свою очередь, в компании-производителе лайнеров «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) «Ъ» заверили, что все проблемы SSJ-100, возникшие у «Аэрофлота» в ходе его эксплуатации, уже устранены. «Дело в том, что «Аэрофлот» предъявлял повышенные требования к SSJ с учетом того, что это новый проект. Проблемы были, но совместными усилиями с представителями авиакомпании они были устранены, в частности, внедрен технический бюллетень с рекомендациями по техническому обслуживанию и эксплуатации «Суперджетов». Мы рассчитываем, что в ближайшее время 99% наших лайнеров будут задействованы «Аэрофлотом»»,— заявил «Ъ» официальный представитель ГСС Андрей Муравьев.

Источник: газета «Коммерсантъ»