Правительство будет привлекать в «оборонку» частные деньги

Будущее ОПК за государственно-частным партнерством, решили в правительстве. Перспективы развития оборонной промышленности обсудили на военно-промышленной конференции при участии премьер-министра России Дмитрия Медведева, зампреда правительства Дмитрия Рогозин, министра обороны Сергей Шойгу, представителей министерств и госкорпораций.

О необходимости использовать механизм государственно-частного партнерства в оборонной промышленности заявил глава правительства Дмитрий Медведев. Он отметил, что в 2013-2015 годах темп развития ОПК прогнозируется на уровне 10%, а прирост производительности труда уже в этом году должен составить порядка 20%. Премьер счел необходимым создание в ОПК крупных интегрированных систем: «Консолидация сил в ОПК необходима, надо создавать крупные интегрированные структуры — современную армию не вооружить «на коленке». Для достижения поставленных задач глава правительства предложил привлекать в отрасль частный капитал, что широко используется в мировой практике. Особенно эффективно, считает Д.Медведев, этот механизм может работать в сфере наукоемких технологий: «Нам нужно использовать механизм государственно-частного партнерства, который должен привлечь дополнительные средства в высокотехнологичные оборонные проекты. Этот опыт вовсю применяется в мировой практике. Здесь ничего нового мы не откроем. Но, разумеется, нужно действовать более активно, разумеется, с соблюдением соответствующих требований, в том числе по защите информации». Медведев напомнил, что к 2020 году доля новой техники и вооружения должна составить 70%, и производить их должны российские оборонные предприятия. Для этого, в частности, необходимо совершенствование нормативно-правовой базы и налаживание системы долгосрочных контрактов.

Чем привлечь инвестора

С необходимостью привлечения частного капитала в отрасль единогласно соглашаются представители власти и эксперты отрасли. Зампред правительства Дмитрий Рогозин заметил, что это, во-первых, способствовало бы развитию конкуренции в отрасли, во-вторых, помогло бы государству разделить риски с частными партнерами. «Будем разжигать конкуренцию, активно завлекать частный капитал. Убьем как класс монополистов, шантажистов и спекулянтов», — пообещал он.

Председатель совета по государственно-частному партнерству при ВПК Михаил Абызов в своем выступлении заметил, что оборонной промышленности неплохо было бы также перенять у бизнеса операционные модели и модели корпоративного управления, поскольку сейчас применяются сохранившиеся с советских времен и неэффективные сегодня схемы. По его словам, частный капитал от оборонки отпугивает, не в последнюю очередь, невозможность контролировать и управлять инвестициями, отсутствие контроля за жизненным циклом готовой продукции. «Контроль себестоимости — критерий не командной экономики, а рыночной. Здесь необходимо применить опыт бизнес», — считает министр.

Частный бизнес имеет другую степень ответственности за экономические последствия своих решений, ранее заявлял М.Абызов: «Абсолютно очевидно, что один частный рубль, вложенный в ВПК, стоит 5 государственных рублей. Частный бизнес имеет не только свойство к риску, но и совсем другую степень ответственности за принимаемые экономические и инвестиционные решения»

По его мнению, нужно успеть привлечь деньги инвесторов до 2017 года, чтобы успеть реализовать эти вложения до 2020, пока действует госпрограмма вооружений. Для этого бизнес должен быть лучше информирован о потребностях ВПК, считает министр. Причем необходимо понимать не только повседневные потребности комплекса, но и планы на перспективу. В части информационной составляющей, не хватает также «историй успеха» инвестирования в оборонную промышленность, заявил М.Абызов. В пересмотре, по его мнению, нуждается нормативно-правовая база: инвесторы не должны опасаться, что при сотрудничестве с государством они будут лишены прав на интеллектуальную собственность в отношении своей продукции, или не будут ущемляться в возможности, например, тестировать свои изобретения с использованием принадлежащих государству мощностей.

Гарантии должны быть надежнее, а кредиты – дешевле

Вместе с тем, Д.Рогозин пообещал, что в 2013 году Россия предоставит государственные гарантии на реализацию проектов в рамках ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса». «Федеральным бюджетом на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов предусмотрены государственные гарантии РФ в 2013 году на реализацию проектов ФЦП ОПК с использованием кредитов на сумму 31,5 миллиарда рублей и субсидии в размере 441,6 миллиона рублей», — сказал он. Д.Рогозин напомнил, что федеральный бюджет субсидирует организациям ОПК часть затрат на уплату процентов по кредитам российских кредитных организаций и госкорпорации Внешэкономбанк. «В федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов на эти цели предусмотрены средства в 2013-2015 годах в размере 3 миллиарда рублей», — сказал вице-премьер.

Вице-премьер отметил, что длительные гарантированные госзаказы должны обеспечиваться длинными кредитами под 4-5%. Это позволит оборонной отрасли не только сокращать неэффективные расходы, но и приведет к росту доходов. Д.Рогозин призвал сформировать новые кредитно-финансовые схемы поддержки оборонной промышленности.

Эту идею поддержал министр М.Абызов, предложив сформировать систему финансового обеспечения таким образом, чтобы инвесторы имели доступ к кредитам на 15 лет, а государственный заказ был обеспечен на 10 лет. При этом, по его мнению, процентные ставки должны составлять не более 3,5-4%. «Иначе не привлечь масштабного инвестора», — констатировал министр.

Говоря о госзаказе, в последние годы он изменился не только качественно, но и количественно, обратил внимание директор госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко. По его словам, на примере атомной отрасли намного больший объем средств государство стало вкладывать в развитие инфраструктуры. «С 2000 года по сегодняшний день объем гособоронзаказа для атомной отрасли вырос в пять раз. До 2020 года вырастет еще в два раза, в 10 раз по сравнению с 2000 годом», — сообщил глава Росатома. При этом он отметил, что десять лет назад 10% выделенных средств уходило на развитие, а 90% — на поддержание текущего состояния материальной базы и кадрового потенциала. По новой госпрограмме вооружений примерно 80% средств вкладывается в развитие.

С такой оценкой согласился министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. «Бюджетные средства направляются, прежде всего, на строительство и реконструкцию производственных мощностей, обеспечивающих приоритетное развитие сил ядерного сдерживания, средств воздушно-космической обороны, систем связи; современной транспортной авиации, высокоточного оружия, систем индивидуальной защиты военнослужащих, сил и средств военно-морского флота», — сказал он. Д.Мантуров при этом подчеркнул, что финансирование стратегических предприятий, производства глубоководной техники и казенных предприятий должно сохраниться полностью бюджетным.

Кто должен назначать цену?

Для частного инвестора немаловажным остается вопрос формирования цены на готовую продукцию, отметили участники конференции. Не вся продукция, выпускаемая ВПК, может оцениваться рыночными методами, заметил министр обороны Сергей Шойгу, приведя в качестве примера истребители Су-35, которые производит только одно предприятие, у которого нет даже теоретического конкурента. С.Шойгу заявил, что его министерство не должно в одиночку заниматься ценообразованием и призвал экономические ведомства поучаствовать в этом процессе. «Давайте прекратил сами себя обманывать, и определим пригодный для страны механизм ценообразования», — призвал министр.

Ценовой демпинг правительства в сфере оборонзаказа как раз и был одной из причин, почему частный капитал не стремился в отрасль, считает первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев: «До недавнего времени министерство обороны проводило политику очень жесткого ценового демпинга. Не имея приличной рентабельности и ясных перспектив по поводу длительного заказа, частный бизнес, как прагматичная структура, делал выбор в пользу негосударственных проектов», — сказал он в интервью «АвиаПорту».

Инвестора обещаниями не кормят

В.Гутенев считает, что прямые указания президента о необходимости вовлечения частного бизнеса в систему контрактации в сфере оборонной промышленности будут способствовать притоку капиталов и увеличению конкуренции в отрасли. В.Гутенев также считает необходимым увеличить с 10% до 15% долю малого и среднего бизнеса в госконтрактах. В новом законе о федеральной контрактной системе, по его словам, есть поправка, которая даст шанс малому бизнесу на условиях государственно-частного партнерства вливаться в программы крупных вертикально-интегрированных структур и госкорпораций в области вооружений и военной техники. «Частный бизнес может взять только тот сегмент, который не подлежит серьезному лицензированию. Я вижу его не производителем конечной продукции, а в виде структуры, которая производит на основе кооперации элементную базу, отдельные комплектующие», — отметил собеседник. Частный бизнес мог бы, например, производить электронно-компонентную базу, считает В.Гутенев. В развитии этого направления заинтересованы все оборонные отрасли.

Однако сотрудничество с государством в российских реалиях остается для бизнеса рискованным мероприятиям, несмотря на данные на словах гарантии властей. «По идее госзаказ — самые надежные контракты. В реальности это далеко не так. Вкладываться в «оборонку» рискованно», — считает профессор Международного института исследований проблем мира в Осло Павел Баев. «Единственное, что сдерживает частников сейчас — система надежности оборонзаказа. Каждый год одна и та же история: то не подписано, это не завизировано. Словесными гарантиями ничего не изменишь. Эти вещи трудно регулировать директивами из правительства. Это, не в последнюю очередь, дело директоров предприятий: что передавать частникам, как деньги потом делить», — рассуждает эксперт.

Источник: Авиапорт.ру