Первым делом вертолеты

Оптимистичные заявления сделали руководители и кураторы российской вертолетной отрасли. Вице-премьер Дмитрий Рогозин, в частности, считает, что «Россия становится наикрепчайшей в мире вертолетной державой». Продажи российской вертолетной техники действительно растут. Одним из факторов успеха, как заявляется, стало участие российских производителей в международной кооперации.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин констатировал, что России удалось укрепить свою позицию в качестве ведущей вертолетной державы в мире. «Россия становится все более и более крепкой, наикрепчайшей в мире вертолетной державой», – заявил он на открытии выставки HeliRussia-2013, передает ИТАР-ТАСС.

По его словам, за последнее время удалось не только полностью восстановить компетенцию страны в этой сфере, но и укрепить ее.

Также Рогозин отметил важность налаживания связей с зарубежными производителями вертолетной техники, так как «в современном мире (важна) не только конкуренция, но и кооперация».

Вице-премьер отметил, что на открывшейся в «Крокус Экспо» выставке представлены образцы как российской, так и иностранной техники. «Ничего более изящного, чем современный вертолет, по-моему, инженерная мысль еще не придумала», – сказал Рогозин.

В Индии и Москве

Вице-премьер рассказал о перспективах российского легкого вертолета Ка-226, спрос на который, по его мнению, может быть весьма высок. «Мы полагаем, что на рынке Индии, например, он может быть востребован, и не только Индии», – сказал зампред правительства на выставке вертолетов HeliRussia-2013.

По его словам, Ка-226 «бьет все рекорды по высоте, то есть, по сути дела, это безальтернативный вертолет для использования в сложных условиях, прежде всего, в горной местности».

«У этой машины очень высокий экспортный потенциал», – заключил Рогозин.

Российский Ка-226 участвует в индийском тендере на закупку многоцелевого легкого вертолета. На вооружении Индии уже стоят российские вертолеты, в том числе новые военно-транспортные Ми-17В5. Напомним, в прошлом году российские вертолетостроители проиграли тендер на поставку тяжелых военно-транспортных вертолетов: индийское оборонное ведомство отдало предпочтение американским машинам CH-47 Chinook компании Boeing, а не российским Ми-26Т2.

Рогозин предложил также использовать Ка-226 в качестве реанимобиля для обслуживания загруженных городских трасс. «Это не только санитарная машина, вертолет – это реанимационная машина, которая оказывает немедленно помощь пострадавшему человеку», – рассказал он о потенциальных возможностях многоцелевого вертолета.

По мнению Рогозина, в крупных городах, где скорой помощи и спасательным службам тяжело добраться к месту происшествия из-за пробок, зачастую единственным вариантом доставить эту помощь пострадавшим является вертолет. «Может быть, создать вертолетную группу МЧС для «прикрытия» МКАДа, эвакуации раненых? Я на совещании с Пучковым (глава МЧС) этот вопрос подниму», – приводит слова вице-премьера РИА «Новости».

Рогозин подчеркнул, что это направление обязательно будет широко развиваться. «Надо действовать в плане либерализации законодательства, (регулирующего) использование вертолетной техники в крупных городах», – отметил он.

К единым стандартам

На выставке выступил также министр промышленности и торговли Денис Мантуров, который заявил о необходимости унификации модельного ряда российских вертолетов с точки зрения комплектующих. По его мнению, после этого эксплуатировать технику станет гораздо проще. В частности, привел пример министр, композиционные лопасти на новом вертолете Ми-38 полностью унифицированы с лопастями Ми-8. В этом вертолете широко применяются композиционные материалы, жидкокристаллический дисплей и все те перспективные решения, которые взяли на вооружение ведущие зарубежные вертолетостроители.

Что касается нового вертолета Ка-62, рассказал министр, его уже нельзя назвать полностью отечественным. «Мы будем использовать новейшие, самые современные иностранные комплектующие конструкции российских вертолетов, а если наши специалисты будут сами успевать сделать эти детали, будем применять российские решения», – сказал глава Минпромторга.

«Сегодня невозможно изолироваться и создать на 100% российский вертолетный сегмент на рынке. Мы настолько вросли в международную кооперацию, что должны использовать лучшие мировые наработки», – подчеркнул Мантуров.

Министр сообщил также, что новый российско-итальянский вертолет легкого класса взлетной массой до 2,5 тонн, соглашение о разработке которого «Вертолеты России» и итальянская компания AgustaWestland подписали в прошлом году, будет создан к 2016 году. «Я надеюсь, что в 2016 году этот вертолет будет сертифицирован и начнутся поставки первым клиентам», – сказал он.

Как рассказал газете ВЗГЛЯД эксперт Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов, работа по унификации российской промышленностью уже ведется. «Вертолетчики и без Минпрома понимают, что унификация необходима, и заказчики тоже этого требуют. Более того, если мы, например, посмотрим на разработки 90-х и нулевых годов – скажем, рулевой х-образный винт, который был разработан для Ми-28, перекочевал на Ми-35М, который изначально имел другой рулевой винт», – сказал он.

«Если мы возьмем самый массовый российский вертолет – Ми-8 – он выпускается двумя разными заводами. И раньше были определенные проблемы взаимозаменяемости машин с разных заводов. Но «Вертолеты России» публично говорят, что делают некоторые шаги в этом направлении. Политика ОДК (Объединенная двигателестроительная корпорация – прим. ВЗГЛЯД) направлена на создание так называемых центров компетенций: конкретный завод выпускает какую-то деталь для всех потребителей в рамках ОДК. Главные вертолетные системы – к примеру, редукторы, двигатели – одинаковы как для военных, так и для гражданских вертолетов. Другое дело, что двигатели выпускают сейчас на Украине. Только с прошлого года была сделана попытка выпускать двигатели в России, но если они и будут выпускаться, то, скорее всего, исключительно для Минобороны и других силовых структур», – сказал Фролов.

«Из новых сейчас у нас есть три разных боевых вертолета, которые поступают в российскую армию: Ми-28, Ми-35 и Ка-52. Понятно, что требовать их унификации по всей номенклатуре деталей невозможно. Но опять-таки – пушка на Ми-28 и Ка-52 одинакова. Наверное, можно требовать, чтобы на вертолетах схожего класса и предназначения было одинаковое радиоэлектронное оборудование. Это, в частности, касается военных вертолетов – Ка-52 и Ми-28. Но здесь надо смотреть вглубь: может быть, они и хотят поставить на Ми-28 то, что есть на Ка-52. Но не факт, что российская радиоэлектронная промышленность может выпускать нужное количество изделий на оба типа вертолетов, и кроме того, не факт, что это изделие компоновочно может быть установлено на том или ином типе», – добавил он.

Экспорт растет

Между тем глава департамента экспорта вертолетной техники и услуг Рособоронэкспорта Григорий Козлов заявил о росте спроса на российские вертолеты. «Только по линии Рособоронэкспорта объем поставок в 2012 году в этом сегменте увеличился на 40% и составил более 1,5 млрд долларов», – сказал он. По словам Козлова, успешно выполняются поставки вертолетов в 23 страны. Ожидается, что положительная динамика сохранится в 2013 году и объем экспорта вырастет более чем на 30%, добавил он.

Речь, в первую очередь, идет о военно-транспортных вертолетах типа Ми-17, боевых вертолетах Ми-28НЭ и Ка-52, транспортно-боевом Ми-35М, легком многоцелевом вертолете Ка-226Т, а также тяжелом транспортном вертолете Ми-26Т2.

Он также сообщил, что до конца этого года Россия поставит в Афганистан 12 военно-транспортных вертолетов Ми-17В5. По его словам, соответствующее дополнительное соглашение уже заключено и американская сторона начала выплаты.

В мае 2011 года Рособоронэкспорт и Минобороны США заключили контракт на поставку 21 военно-транспортного вертолета Ми-17В5 в Афганистан на сумму 367,5 миллиона долларов. Полная стоимость договора, включая поставки запчастей и обслуживание вертолетов, составляет около 900 миллионов долларов. Договоренность предусматривала возможность закупки США дополнительных 12 машин для афганцев.

«В рамках того контракта в опционе были еще 12 вертолетов. Дополнение к контракту на эти 12 вертолетов подписано, их поставка завершится в текущем году. Финансирование уже началось, по этому контракту у нас сомнений нет», – сказал Козлов. Он добавил, что поставка 21 вертолета по контракту 2011 года завершена в оговоренные контрактом сроки.

Источник: газета «Взгляд»