19 Авг Суперджет долетел до супербюджета
Сворачивается финансирование проекта самолета Sukhoi Superjet New Generation, рассчитанного на 130 мест. Вместо создания новой машины, пояснил замминистра Минпромторга Юрий Слюсарь, следует «сосредоточить ресурсы на долечивании «детских болезней» SSJ-100». То есть самолета, который уже эксплуатируется. Честно говоря, такого оборота мало кто ожидал. Особенно граждане, которые, как и автор этих строк, уже летали рейсами страдающего «детскими болезнями» лайнера «Аэрофлота».
Впрочем, не слишком продолжительная история эксплуатации этой машины уже пестрит происшествиями. Как сообщало в свое время контрольное управление президента РФ, только в 2011–2012 годах с самолетами этой серии произошло 18 инцидентов, из них 16 связаны с отказом материальной части. Вот свежий пример: первый уже «улучшенный» самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), как сообщал ИТАР-ТАСС, сломался после приземления в аэропорту Донецка 11 июня – на пятый день эксплуатации.
Неудивительно, что до 45% календарного времени занимает внеплановый ремонт SSJ-100, тогда как у Boeing и Airbus этот показатель не превышает 3%. Кроме того, к приему SSJ-100 в настоящее время допущены только 28 наших аэродромов, имеющих искусственное покрытие.
Среди участников совещания у вице-премьера был заслуженный пилот, бывший замминистра гражданской авиации Олег Смирнов. Он сообщил нам, что специалисты жестко ставили вопрос о необходимости поддержать выпуск уже сертифицированных и отлично зарекомендовавших себя машин Ту-334 и российско-украинских Ан-148 и Ан-158, как раз рассчитанных на наши условия эксплуатации и аэродромы. Когда Минпромторг заговорил о дополнительном финансировании Superjet, Рогозин резонно заявил, что нельзя все бюджетные средства, выделенные на возрождение отечественного авиастроения, без конца вбухивать в одну машину. Бразильские или канадские самолеты такого же класса, на которых мы летаем у себя в стране, давно оправдали вложенные деньги и приносят прибыль, так как там налажено серийное производство. SSJ-100 фактически остается штучным товаром и продолжает требовать вложений, причем государственных.
Наш эксперт обратил внимание, что идеология создания Superjet строилась с расчетом на экспорт машин – чтобы 85% эксплуатировались за рубежом и только 15 – на внутренних линиях. Теперь позиция Минпромторга кардинально изменилась. Но тот факт, что эти самолеты не в состоянии садиться и взлетать на наших допотопных аэродромах, старательно замалчивается.
История отечественного авиастроения говорит о том, что наши летающие аппараты были востребованы за рубежом только после того, как проявляли себя в собственном небе. По этому поводу выдающийся авиаконструктор, дважды Герой Соцтруда Генрих Новожилов привел в пример мнение своего коллеги, американского авиаконструктора, а затем создателя авиакосмической промышленности Израиля Эла Швиммера: «Генри, если вы сами у себя не будете эксплуатировать самолеты, поверьте мне, их никто у вас не купит».
Смирнов также напомнил, что Superjet 100, в свое время провозглашенный нашим национальным проектом, уже потратил на производство четыре первоначальных бюджета. Первый бюджет оказался ошибочным, попросили второй такой же, снова ошиблись, потом третий – та же картина, четвертый. Может, настала пора уже разобраться, на что конкретно были потрачены огромные деньги?
Источник: газета «Труд»