08 Апр Ростех: РФ примет участие в авиасалонах в Бурже и Фарнборо
Завершившаяся в конце марта в малазийском Лангкави оружейная выставка ЛИМА-2015 продемонстрировала неподдельный интерес стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) к российским вооружениям и военной технике. Экспозицию российской делегации посетили министры обороны и главкомы видов вооруженных сил практически всех государств АСЕАН.
Каковы итоги выставки, насколько активно Россия будет участвовать в выставочной деятельности по всему миру, руководителю профильной редакции РИА Новости Сергею Сафронову рассказал начальник департамента международного сотрудничества корпорации Ростех Виктор Кладов, принимавший участие в выставке.
— Виктор Николаевич, в чем особенность завершившейся в Лангкави оружейной выставки ЛИМА-2015?
— Особенность завершившейся в Лангкави ЛИМЫ-2015 заключается в исключительно деловом характере выставки. Раньше, а мы участвуем в этой выставке с 1995 года, было много шоу, демонстраций, потому что мы шли в этот регион, чтобы показать товар лицом. Мы показывали фантастические пируэты высшего пилотажа, здесь летал наш знаменитый ас Анатолий Квочур, были «Русские витязи». Мы тратили очень большие деньги на доставку техники за рубеж. Фактически мы вкладывали в организаторов выставки, мы устраивали бесплатный цирк, поднимая авторитет ЛИМЫ как демонстрационной региональной площадки показа военной техники.
Сейчас у нас меньше внешнего шума, но больше переговорной конкретики. В этом году организаторы ЛИМЫ совместили выставку с проведением заседания министров обороны стран АСЕАН. Сюда прибыли все министры обороны, все главкомы ВВС и ВМС этой организации.
В итоге нашу экспозицию посетили министры обороны почти всех стран АСЕАН — Мьянмы, Индонезии, Камбоджи, Вьетнама.
— Наверное, особое внимание было уделено переговорам с хозяевами выставки — Минобороны Малайзии?
— На вооружении малазийской армии находится много российской военной техники — здесь и средства ПВО, и противотанковые средства, вертолеты Ми-17 (четыре единицы) в пожарном варианте. Авиационную компоненту представляет как тактическая авиация в виде МиГ-29М, так многофункциональная в виде Су-30МКМ, которая для данной страны является фактически стратегической, потому что она решает главную задачу — защиту страны в дальней зоне.
— Что конкретно интересовало малазийских военных?
— Было много переговоров по вопросам послепродажного обслуживания, поставок запчастей, модернизации техники. Возьмем, к примеру, МиГ-29, который уже много лет служит, но может еще служить лет 20 лет. Уже появилась стеклянная кабина, современная авионика, фазированная антенна (АФАР). В то же время МиГ-29 по-прежнему имеет лучший фюзеляж, двигатель. Это отличная платформа, и если ей дать новый пакет, например апгрейт авионики, то это будет совсем другой самолет, посильней «Рафаля». Об этом и шла речь на переговорах.
Мы сделали целый ряд интересных предложений, и теперь малазийцы будут думать. Кроме того, мы предложили новые проекты в области средств ПВО и морской техники.
— Ваши коллеги из Рособоронэкспорта сообщили, что министры обороны стран АТР высказали большое желание посетить российские выставки в этом году и продолжить переговоры. Вы готовы принять эти делегации?
— Действительно, на каждой встрече с официальными лицами АСЕАН мы приглашали на наши выставки. Например, заходит речь о Су-35, мы говорим: приезжайте на МАКС, он там будет летать, его можно потрогать, пощупать. Такая же ситуация с другой военной техникой, которую можно увидеть в действии на военно-морском салоне в Санкт-Петербурге, на выставке «Армия-2015» в Москве или в Тагиле. Приглашения идут на всех уровнях: по линии Рособоронэкспорта, там где уже вырисовывается предконтрактная работа, на политическом уровне от ФС ВТС, от Ростеха, когда речь идет об индустриальном сотрудничестве, передаче технологий.
— После известной проблемы с визами для российских делегаций на Фарнборо в прошлом году было заявлено о сокращении участия российских делегаций в выставочной деятельности за рубежом? Где в этом году Россия не будет участвовать? Впереди, например, авиасалон в Бурже.
— Мы обязательно будем участвовать в Ле Бурже. На уровне ФС ВТС уже принято решение участвовать и в Фарнборо в 2016 году. Хотя в Фарнборо в прошлом году было форменное безобразие. Дали паспорта стендистам, а всем руководителям делегаций виз не дали или дали через день после открытия выставки. Поэтому в 2016 году мы будем участвовать, но сокращенном составе. Ростех возглавит российскую делегацию. Российская экспозиция с учетом прекращения военно-технического сотрудничества Запада с нашей страной будет представлять в основном гражданскую продукцию: Sukhoi Superjet, МС-21, вертолеты Ка-62.
— Но в лондонском ДСЕИ мы не участвуем, так как сами англичане нас не пригласили?
— Организаторы ДСЕИ сказали «нет» слишком поздно, потому что мы сами еще раньше решили не ехать на эту выставку. Во-первых, это не наш рынок. Это сухопутная выставка, у нас с ними нет сотрудничества и контрактов в этой области. Если раньше из политических соображений мы посылали делегации, тратили деньги, чтобы поддерживать диалог, то сейчас, когда нам визы не дают, это делать бессмысленно и глупо. Поэтому было принято решение не ехать.
Мы отказались и от других затратных и для нас бесполезных выставок типа АВАЛОН в Австралии, которая состоялась в феврале. Это было политическое решение, связанное с очень жесткой антироссийской позицией руководства Австралии в отношении событий на Украине. Но позвольте, где Украина, а где Австралия. Если понять европейцев еще можно по поводу безопасности на континенте, то почему с жестких антироссийских позиций выступает далекая Австралия, непонятно.
— Препятствия вашей деятельности чинят только организаторы выставок или есть другие примеры негативного характера?
— Подножки ставят не только эти инстанции, но и банки. Недавно была выставка в Бангалоре Air India. Американский банк заморозил на время платеж за оплату аренды площади на выставке. Это даже в рамках безумной логики санкций незаконно и некрасиво. Хорошо, что у нас надежные индийские партнеры, которые сказали: «Вы приезжайте хоть бесплатно».
Мы просто будем учитывать это обстоятельство в другой раз.
— Что вы будете делать?
— Например, менять банки. У отделения Сбербанка в Дели есть рупиевый счет. Мы будем делать платежи в рублях и рупиях.
— Но общего сокращения выставочной деятельности по всему миру не планируется?
— У нас есть календарный график выставок, который формируется и утверждается на уровне ФС ВТС, в которых мы участвуем. Там 20 международных выставок и до 20 выставок на территории России ежегодно. Это напряженный график выставок. Расширять его не имеет смысла, но сокращать особо тоже. Мы перекрываем своим участием в главных оружейных выставках все континенты. Например, Индодефенс и ЛИМА в регионе АТР, Джухай и Бангалор также в регионе Азии, которые представляют наши интересы.
Кроме того, все последние годы взят курс на то, чтобы максимум показывать у себя дома. Одно дело привезти за большие деньги одну единицу за рубеж, а другое дело, когда клиент приезжает на МАКС и мы говорим: «Вам нужны техники, пожалуйста, нужны консультации командования ВВС, будьте любезны, помощь летчиков — не вопрос». Поэтому клиенты, которые серьезно настроены на деловой разговор, приезжают на МАКС в Москву, в Питер, Тагил.
В этом году будет премьера выставки «Армия — 2015». Это выставки Минобороны, при поддержке Минпромторга. Это инициатива Сергея Шойгу. Нас попросили ее поддержать, и мы ее, безусловно, поддержим. Выставка пройдет на площадке под Кубинкой, где находится музей бронетанковых войск. Там сейчас строят площадку, ремонтируют дороги. Мы покажем, как для российской армии работает промышленность.
Источник: РИА Новости