09 Апр Superjet спасут деньгами
Правительство выдаст «Сухому» госгарантии на $600 млн
Правительство выделит компании «Сухой» госгарантий на $600 млн. Эти средства помогут авиастроителю рефинансировать кредиты, а также поддержать развитие проекта Sukhoi Superjet 100. Впрочем, решение о господдержке скорее вопрос имиджа, а не экономической целесообразности, отмечают эксперты.
Компания «Сухой» получит госгарантии на $600 млн, заявил глава Минпромторга Денис Мантуров. Речь идет о господдержке проекта ближнемагистрального пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). Помощь будет оказана и Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в которую входят холдинг «Сухой» с «Гражданскими самолетами Сухого» (ГСС). Правительство докапитализирует корпорацию на 100 млрд руб. Финансовые средства в виде прямых инвестиций и госгарантий предназначены для гражданского авиастроения.
«Текущее финансовое положение компании «Гражданские самолеты Сухого», обремененной долгами, усугубилось из-за падения курса рубля, а также роста стоимости заимствований. При таких вводных обслуживание задолженности стало бы слишком дорогим, а рефинансирование — невозможным», — объяснил «Газете.Ru» редактор авиационного портала «Авиапорт» Олег Пантелеев. —
Поддержка правительства позволит обеспечить финансовую устойчивость компании».
В марте этого года, для того чтобы поддержать компанию «Сухой», правительство уже запустило программу для лизинговых компаний по льготной покупке SSJ-100. Программа позволила лизингодателям получать субсидии по сделкам не только финансового, но и операционного лизинга, когда самолет не переходит в собственность эксплуатанта. На такой шаг власти пошли, как объяснялось в записке к постановлению, «в связи с происшедшим двукратным удорожанием коммерческих кредитов» из-за обесценивания рубля и последовавших за этим курсовых пересчетов платежей. Последний фактор имеет значение для лизингодателей SSJ-100, номинирующих договоры в долларах.
Помощь отечественному авиапрому имеет во многом имиджевый смысл для российских властей, отмечают эксперты.
«Поддержка программы Sukhoi Superjet важна не только для этого проекта, но и для всей отрасли в целом. Ведь случись у ГСС проблемы во взаимоотношениях с покупателями самолета, и имидж Объединенной авиастроительной корпорации и всех ее гражданских проектов будет испорчен», — уверен Пантелеев.
Ближнемагистральный Sukhoi Superjet 100, рассчитанный на перевозку до 100 пассажиров на расстояние до 4400 км, является чуть ли не единственным российским проектом гражданского самолета, дошедшим до стадии коммерческой эксплуатации. При этом некоторые детали лайнера, включая двигатели, разрабатывались и закупались у иностранных производителей авиатехники. В итоге доля импортных комплектующих в сборке составила более 60%.
На международном рынке дела у SSJ-100 идут хуже, чем рассчитывали в «Гражданских самолетах Сухого». Сейчас портфель заказов на Superjet составляет 192 самолета, при этом основными заказчиками нового лайнера выступают российские авиакомпании.
Крупнейшим эксплуатантом Sukhoi Superjet 100 в России является авиакомпания «Аэрофлот», в ее флоте — 18 воздушных судов этого типа. В январе 2015 года авиаперевозчик заключил с ГСС контракт на дополнительную поставку 20 бортов SSJ-100, увеличив в целом поставку до 50 единиц. Среди других заказчиков SSJ-100 значатся «Газпром авиа» (8 машин), авиакомпания «Якутия», МВД России, а также Red Wings.
Международных заказчиков у Superjet практически нет. Самый крупный зарубежный заказчик SSJ-100 — мексиканская авиакомпания Interjet заключила несколько контрактов на поставку в общей сумме 30 самолетов. Помимо Interjet, самолет также эксплуатирует лаосский Lao Central Airlines, а также индонезийская авиакомпания PT Sky Aviation.
Поддержка проекта Sukhoi Superjet 100 будет продолжаться, однако основной причиной для выделения новых средств из бюджета будет не экономическая целесообразность, а большие имидживые потери, отмечает научный сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко.
«Отечественный авиапром — штука некоммерческая. Она существует не для зарабатывания денег, — говорит Крамаренко. — Для Sukhoi Superjet 100 перспективен только российский рынок. На международном рынке могут быть точечные успехи, но какой-то прорыв маловероятен».
Автор: Елена Платонова
Источник: Газета.ru