18 Авг Военным нужны истребители шестого поколения
У конструкторов много идей, но самолет появится нескоро
Весной этого года военные и чиновники начали сообщать о создании 6-го поколения боевого самолета. Первым отметился главком ВКС Виктор Бондарев, заявив в марте, что «ведется разработка шестого поколения, и, наверное, седьмого поколения». В июне эстафету подхватил представитель авиастроительной корпорации (ОАК) Владимир Михайлов, пообещав, что боевой самолет 6-го поколения поднимется в воздух через шесть лет в 2023 году. Затем все лето эту тему развивали другие корпорации ОПК. Так, в июле советник заместителя генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев заявил, что самолеты 6-го поколения будут «космическими» и беспилотными. То есть смогут выходить в ближний космос, а управление будет опциональным — можно взять пилота на борт, а можно лететь без него.
В 2015 году Минобороны начало формировать техзадание для перспективного самолета. У военных экспертов столь скоротечные заявления вызывают недоумение. До сих пор не получается сдать Минобороне на вооружение новейший Т-50 пятого поколения, а уже обещают обогнать США в создании самолетов шестого поколения. Да и сами военные мечтают получить сразу 6-е и 7-е поколение, судя по заявлению Бондарева. Чем не «холодная война» в самом разгаре. К слову, Франция и Германия даже не заявляли о начале разработок следующего поколения, а в США новый концепт под грифом F/A — XX разрабатывает Boeing, обещая показать прототип только к 2030-м годам.
Некоторые военные эксперты считают заявления российских промышленников преждевременными, поскольку Т-50 вобрал в себя все новейшие технологии на ближайшие десятилетия. Другие авиационные аналитики скромно отмечают о необходимости сконцентрироваться на доработке 5-го поколения, а потом браться за создание следующего поколения. Но все солидарны в одном — продумывать концепцию шестого поколения нужно сейчас, закладывая в самолет комплекс преимуществ: сверхманевренность, невидимость, автономность управления и электронное вооружение. «При разработке 6-го поколения необходимо превзойти не уровень 5-го поколения собственного производства, а боевые самолеты лидеров мирового вооружения. Это значит, что следующее поколение должно быть на голову выше 5-го поколения F-22 и F-35 (США), а также иметь преимущества перед 6-м поколением самолета США», — считает авиационный эксперт Владимир Карнозов. Для понимания отечественной концепции шестого поколения, необходимо вспомнить конкурентные преимущества американских и советских самолетов.
Доктрины развития новых поколений ударных самолетов у США и России кардинально различались всегда. Советско-российская школа авиастроения всегда делала ставку на сверхманевренность, опираясь на опыт Великой Отечественной войны. Это позволяет самолету сохранять баланс при самых сложных углах атаки, и наводить бортовое оружие против движения. Советская проектная школа фронтовых самолетов всегда брала за основу при разработке маневренности самолета классический боевой прием — «заход в заднюю полусферу противника». Американские конструкторы опираются на общую динамику скорости и «невидимость». По мнению экспертов, российский истребитель Т-50 остался «заметным пятном» на радарах. «Проблема многоцелевого пятого поколения в отсутствии экранированности, которая есть у его противников F-22 и F-35, — говорит Владимир Карнозов, — Этот недостаток сейчас пытаются убрать, сменив двигатель, который за счет конструктивной интеграции «светился» на радарах». Изначально на Т-50 был установлен двигатель от Су-35, который не позволял машине полноправно стать 5-м поколением.
В 2015 году глава двигателестроительной корпорации (ОДК) Виктор Белоусов сообщил, что переоснащение истребителей новым двигателем произойдет к 2018 году. Вероятно, этим можно объяснить активную закупку ВКС РФ самолетов семейства Су-30-35. Беря во внимание заявления о срочной разработке 6-го поколения, возникает опасения, что Т-50 может стать промежуточным поколением. Но если сегодня разработан новейший двигатель, позволяющий держать сверхзвуковую скорость без форсажа, имеющий цифровую систему управления, то какой двигатель разрабатывают для 6-го поколения?
Вероятно, учитываются разработки американских конструкторов, стремящихся сделать двигатель следующего поколения из композитных и керамических элементов на 70-80%. Высокая прочность при малых массах позволит машине стать гиперзвуковой. Например, американские производители вели разработку беспилотного SR72, оснащенного гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем, дающим 6 Махов или 6-7 тыс км/ч. К слову, Т-50 развивает скорость 2500 км/ч. «Думаю, стоит ориентироваться на разработку беспилотного прототипа 6-го поколения — X-47 и 47B. Этот ударный истребитель самостоятельно взлетает и садится на палубу авианосца», — отмечает Владимир Карнозов. Несмотря на то, что Правительство заморозило финансирование SR72 и X-47, компании самостоятельно продолжают их развитие.
В России прорывным решением может стать переход на электромагнитные двигатели типа Биффельда-Брауна. Благо, у советской научной школы по изучению электромагнитных полей и СВЧ-волн есть большой задел. Сегодня уже внедряется электромагнитное вооружение для бронетехники и авиации. Электромагнитный двигатель имеет неограниченный потенциал мощности в следующих поколениях. Сегодняшняя модель Т-50 тоже максимально напичкана электроникой до уровня автопилота. «Электронный пилот» за счет массы внешних датчиков анализирует ситуацию и предлагает живому летчику варианты действий. Истребитель может совершать автономный полет, огибая рельефы местности, а при потере сознания пилота автоматически катапультировать его.
По мнению генерального конструктора «Раменского приборостроительного конструкторского бюро» Гиви Джанджгавы, это элементы 6-го поколения роботизированных беспилотников. Роботы смогут исключить человеческий фактор и сохранить жизнь. Но смогут ли они заменить человеческую смекалку в незапланированных боевых ситуациях? Военные летчики в это не верят. Поэтому российские разработчики решили найти «золотую середину» для следующего поколения. «Ключевой принцип стратегии самолетов шестого поколения — работа стаей, коллективное решение любой задачи, — делится концепцией представитель КРЭТ Михеев, — В группе самолетов будут 1-2 пилотируемых машины, а остальные беспилотники. Все машины смогут работать в автоматическом режиме от взлета до посадки, но истребители с летчиками будут иметь урезанные характеристики. Например, гиперзвуковую скорость в 5 — 6 тыс км/ч смогут развивать только беспилотники. Как отмечают конструкторы, создающие беспилотники, главный недостаток дронов — неспособность менять летно-боевую программу при изменении ситуации. Поэтому создателям придется активно работать над элементами искусственного интеллекта (ИИ). Так, прицельно-навигационный комплекс должен иметь ИИ: ранжировать цели по приоритетам и давать летчику задачи, отображать данные на экране или куполе самолета. Интеллект должен самообучаться на симуляторах и менять установки в зависимости от ситуации. Таким образом, стая ударных самолетов сможет ограничиться одним «пастухом» на расстоянии.
В любом случае, при разработке шестого поколения придется учитывать концепции не только американских вероятных «партнеров», но и китайские разработки. Сейчас на испытаниях Китая находится самолет 5-го поколения J-31, а продажа Су-35 дала возможность нашим друзьям лучше изучить русскую конструкторскую мысль. Учитывая, что Т-50 является развитием поколения Су, а Индия начинает совместное с Россией производство ПАК ФА, то уход в совершенно новую конструкторскую концепцию 6-го поколения, может разорвать дистанцию и сохранить лидирующие позиции наравне с США. Впрочем, удивить с новым двигателем может всех и Т-50. Осталось дождаться испытаний.
Автор: Денис КУНГУРОВ
Источник: Утро.ру