24 Июл Машина-убийца: Россия делает рывок в разработке конвертопланов
На авиасалоне МАКС-2017, который проходит в подмосковном Жуковском, «Вертолеты России» представили опытный образец экспериментального беспилотного конвертоплана VRT30. Машина проходит летные испытания, второй этап которых начнется в конце 2017 года, а с конца 2018-го ее планируют отправить в серийное производство.
В настоящее время конвертопланы стоят на вооружении американских военных, которые используют различные вариации V-22 Osprey («Оспри»). Конвертоплан — это схема летательного аппарата с поворотными движителями, при которой во взлетно-посадочных режимах они работают как подъемные (как на вертолете), а при горизонтальном полете — как тянущие (по-самолетному).
Главнокомандующий Воздушно-космическими силами (ВКС) Виктор Бондарев сообщил о том, что в России в интересах военных создаются конвертопланы и тяжелые беспилотники. Создание такой сетецентрической системы, отметил главком, позволит значительно удешевить подготовку операторов летательных аппаратов. «Как бы там ни было, обучить летчика дороже, чем поставить на самолет хороший автопилот. Если уже сейчас оператор может управлять одним-двумя беспилотниками, то со временем, с развитием наземной составляющей он сможет управлять пятью, а то и десятью аппаратами», — пояснил он.
«Работы в России идут по всем направлениям — и малые, и средние, и большой беспилотник, и конвертопланы», — сказал Бондарев. Он добавил, что в будущем беспилотники смогут встраиваться в единую систему управления и работать «стаей».
Известно, что «Вертолеты России» добились значительных успехов в деле конструирования современного конвертоплана. Более того, уже собраны первые образцы и начался этап летных испытаний. Известно, что машина получит гибридную силовую установку, которая позволит обеспечить скорость в 500 км/ч.
По некоторым данным, конвертопланы планируется включать в состав сухопутных и военно-морских подразделений, где они будут более эффективны. Одновременно с этим будут созданы варианты машин для гражданских ведомств и служб, которые смогут использоваться для доставки грузов и осуществления мониторинга местности в труднодоступных районах нашей страны.
В настоящий момент лишь на вооружении американской армии находится конвертоплан. Речь о машине Bell V-22 Osprey, которая, однако, не отличается высокими характеристиками и надежностью. Так, за несколько лет эксплуатации было потеряно семь машин.
Нет никаких сомнений, что отечественная промышленность, имеющая большой опыт конструирования уникальных авиационных средств, способна создать конвертоплан нового поколения. По своим возможностям российский аппарат превзойдет Bell V-22 Osprey и аналогичные машины, разрабатываемые инженерами ряда стран мира.
Конвертопланы по-прежнему активно разрабатывают и в США. Для Корпуса морской пехоты США авиастроители сделают боевую версию конвертоплана, которая заодно поучаствует в тендере Министерства обороны США на замену многоцелевых вертолетов UH-60 Blackhawk и ударных AH-64 Apache.
Использование платформы V-280 для перспективных транспортных и боевых машин позволит военным существенно сэкономить бюджет за счет унификации двигателей, винтов и прочих деталей. Боевая версия Valor получит пусковые установки для ракет и ударных беспилотников.
Кандидат технических наук и независимый эксперт в авиационно-космической и оборонной отрасли Вадим Лукашевич в беседе рассказал, что создание конвертоплана является полезной инициативой из-за высоких боевых показателей такого летательного аппарата. Однако эксперт напомнил, что создание Bell V-22 Osprey в США было сопряжено с большими трудностями.
«Конвертопланы на сегодняшний день состоят на вооружении только американской армии, являясь симбиозом самолета и вертолета. В обычном полете это винтовой самолет, который может производить вертикальный взлет и посадку. По своим боевым возможностям этот аппарат находится где-то посередине между традиционным самолетом и вертолетом. Это очень хорошая машина. В Америке она создавалась очень долго, очень тяжело проходила испытания. Были серьезные катастрофы, в которых погибло очень много людей. Это серьезная инженерная задача, и если мы ее решим — это будет очень хорошо», — пояснил эксперт.
«Тяжелые беспилотники имеют большую массу, запас топлива, дальность полета и нагрузку, будь то боевые или системы разведки. Это более гибкие аппараты с широкими возможностями. С точки зрения повышения обороноспособности наших ВКС это тоже позитивная информация», — отметил эксперт.Создание тяжелых беспилотников для нужд ВКС России, по мнению Лукашевича, также является позитивной новостью.
Лукашевич подчеркнул, что о сроках поступления в войска сейчас могут знать только сами военные, и никакой информации на эту тему в экспертном сообществе пока нет.
«В создании тяжелого беспилотника для нашей авиации ничего сложного нет, а вот создание конвертоплана — это достаточно серьезная и принципиально новая задача. У американцев была достаточно большая программа стоимостью около $70 млрд, которая находилась на грани закрытия из-за опасений, что такой аппарат является концептуально невозможным. В этом плане нам проще: теперь мы знаем, что эта задача решаема, а остальное покажет время», — заключил эксперт.
Источник: информационное агентство «РИА Оренбуржье», 24.07.2017г.