В ответе за небо Отчизны

Виктор Бондарев
Фото Вадима Савицкого

В ближайшие выходные наши авиаторы отметят 105-летие со дня образования ВВС России. В преддверии юбилея на вопросы «Красной звезды» ответил главнокомандующий Воздушно-космическими силами России генерал-полковник Виктор БОНДАРЕВ.

– Виктор Николаевич, 12 августа Военно-воздушные силы России отметят своё 105-летие. С какими результатами подходят ВКС к столь значительной юбилейной дате, какие события прошлого года вы считаете ключевыми?

– В минувшем году в Воздушно-космических силах прошёл ряд масштабных тактических, лётно-тактических и тактико-специальных мероприятий боевой учёбы. Значительная часть из них была проведена с боевой стрельбой и применением самых современных средств поражения. Увеличилось количество совместных и двусторонних учений. Столь высокая интенсивность учебного процесса обеспечила надлежащий уровень подготовки соединений и воинских частей. Как следствие – у нас не было срывов при выполнении боевых задач.

В марте провели совместную с белорусскими коллегами воздушно-огневую конференцию. В ней приняли участие представители командования ВВС и войск ПВО вооружённых сил Белоруссии и Азербайджана, Федерального Собрания Российской Федерации, должностные лица центральных органов военного управления и военных округов, а также предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса.

Значительно возросла интенсивность лётной подготовки. Уже сегодня средний налёт на одного лётчика составляет 60 часов, а ведь до конца учебного года ещё далеко. Много внимания уделяем подготовке молодого лётного состава. Их средний налёт составляет 75 часов, а у некоторых – уже и более 120.

– В Вооружённые Силы интенсивно поступает новое вооружение и военная техника. Как обновление и модернизация проходят в ВКС?

– В 2017 году к нам на вооружение уже поступило около пятидесяти единиц новой авиационной техники: это самолёты Су-34, Су-35С, Су-30СМ, Як-130, боевые вертолёты Ка-52, транспортные десантные вертолёты Ми-8 АМТШ, Ми-8МТВ-5-1, а также более 20 радиолокационных средств дежурного и боевого режима. Кроме того, промышленность ведёт доработку и передачу космических аппаратов, ракет-носителей военного назначения, радиолокационных станций высокой заводской готовности для обеспечения замкнутого поля предупреждения о ракетном нападении. Всего до конца года на вооружение в части ВКС поступят ещё более 70 единиц авиационной техники, свыше 40 зенитных ракетных комплексов и порядка 70 радиолокационных средств.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации в Воздушно-космических силах проводится работа по переоснащению воинских частей на новую и модернизированную технику до уровня 70 процентов от штатной численности. Этот показатель, несомненно, будет достигнут в установленные сроки. Отмечу, что при планировании модернизации Воздушно-космических сил основное внимание уделялось воинским частям постоянной готовности, а также тем, в которых вооружение и техника значительно исчерпали ресурсы.

– Залог успешной модернизации – работа в тандеме с предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Как она выстроена? Удаётся ли достичь полного понимания между заказчиком и исполнителем при реализации тактико-технического задания?

– С предприятиями – разработчиками и изготовителями вооружения, военной и специальной техники мы взаимодействуем на всех стадиях жизненного цикла того или иного образца: от его разработки, серийного производства до сервисного обслуживания и ремонта. С целью выработки оптимальных решений, своевременного и качественного выполнения государственных контрактов регулярно проводим рабочие совещания с участием представителей промышленности. На них обстоятельно и принципиально обсуждаем возникающие проблемы, ищем пути их решения. Стоит отметить, что предприятия ОПК в последние годы активно участвуют в демонстрациях своих перспективных разработок в рамках различных выставок и форумов, проводимых Минобороны России, что, безусловно, помогает наладить качественные деловые отношения и сблизиться с непосредственными разработчиками и производителями вооружения, военной и специальной техники. В связи с этим взаимодействие с предприятиями я бы охарактеризовал как плодотворное, подтверждённое достигнутыми за последние годы достаточно высокими темпами оснащения ВКС перспективными образцами.

– Внедрение, доработка и совершенствование новой авиационной техники – процесс непростой. Способствует ли в этом боевой опыт, приобретённый в Сирии? Меняются ли при этом методики и курсы подготовки лётного состава?

– Опыт применения авиации при выполнении специальных задач в Сирийской Арабской Республике выявил ряд проблем, которые нельзя было выявить, смоделировать в условиях полигонов Минобороны. Обнаруженные недостатки мы проанализировали и вместе с разработчиками авиационной техники и вооружения их устранили. В результате совместной плодотворной работы Воздушно-космические силы уже сегодня получают более совершенные комплексы. Отмечу в связи с этим, что вооружение вертолётов, например, позволяет гарантированно достичь поставленной цели с применением всей номенклатуры авиационных средств поражения, увеличена дальность обнаружения противника и применения оружия. Кроме этого, были усовершенствованы и элементы комплекса бортовой обороны, что позволило повысить защищённость этих машин.

Тактические приёмы, разработанные и опробованные в ходе выполнения задач в Сирии, также подвергаются всестороннему анализу и потом используются. Полученный опыт обязательно будет учтён в дальнейшем при разработке Курсов боевой подготовки и методик боевого применения. Хотя могу с уверенностью утверждать, что и действующая программа обучения позволяет готовить лётный состав к выполнению всего спектра задач по предназначению качественно и в полном объёме.

Самое же главное, что показало участие ВКС в решении специальных задач в Сирии, – это готовность наших лётчиков к действиям в любой обстановке, круглосуточно, в простых и сложных метеоусловиях. – Одно из событий, к которому приковано сегодня пристальное внимание, – это III Армейские международные игры. Что, по вашему мнению, позволяет нашим лётчикам обыгрывать своих соперников в «Авиадартсе», а боевым расчётам зенитных ракетных войск и радиотехнических подразделений первенствовать в конкурсе «Ключи от неба» и «Чистое небо»? Поделитесь секретами, если таковые имеются.

– Действительно, в Армейских международных играх, инициатива проведения которых принадлежит министру обороны России генералу армии Сергею Кужугетовичу Шойгу, подразделения ВКС участвуют не в первый раз. Что до предыдущих побед, то, как говорят, дома и стены помогают. А если говорить серьёзно, здесь, как и в спорте, побеждает сильнейший. Сегодня у нас очень хорошо подготовленный соперник. Лётчики Китайской Народной Республики показали высокое мастерство в «Авиадартсе». Наши участники также прошли основательную подготовку, и я уверен, что они составят достойную конкуренцию нынешним хозяевам конкурса. Напомню, что в этом году корнкурс авиаторов впервые проводится за рубежом – в Китае на аэродромах Шуанляо, Сыпин, Чанчунь и полигоне Тайпинчуань.

На мой взгляд, слагаемых успеха всегда несколько. Изначально это тщательный отбор и целенаправленная интенсивная подготовка, в ходе которой учитывается опыт предыдущих лет и анализируются допущенные ранее ошибки. Требуются грамотное использование авиационной техники, моральная и психологическая готовность выполнить поставленные задачи, иными словами, на кону мастерство. Немаловажны здесь и стремление, воля к победе. Думаю, всё это в совокупности и даёт результат, позволяющий одерживать победы в состязаниях.

– Подготовка профессионалов, способных отстаивать честь страны не только в конкурсах, начинается в вузах ВКС. Как она сегодня поставлена?

– Система военного образования в ВКС построена по принципу «образование через всю жизнь», от довузовской подготовки до переподготовки и повышения квалификации. При этом важнейшим самостоятельным компонентом в обучении курсантов лётных вузов является тренажёрная подготовка. Сочетание принципов теоретического обучения, образующего базу, с практической отработкой на тренажёрах позволяет курсантам активно усваивать учебный материал и развивать умения. При этом удаётся сформировать у них навыки выполнения не отдельных операций и режимов полёта, а выработать способность на основе полученных знаний решать задачи по управлению авиационной техникой и её применению как в штатных, так и нештатных, то есть аварийных ситуациях. Это достижение высшей ступени профессионализма в ходе становления курсанта как военного лётчика.

В настоящее время в вузах Воздушно-космических сил используется порядка 97 учебных тренажёрных комплексов. Из них 80 процентов – это самые современные образцы. Учебно-тренировочные комплексы самолётов Як-130, Су-34, вертолётов Ми-28Н, Ка-52, Ми-8МТВ-5, зенитных ракетных систем С-400 и зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С» в полной мере удовлетворяют потребности сегодняшнего дня.

– А как обстоят дела с подготовкой лётчиков в прославленном Краснодарском высшем военном авиационном училище?

– Она также отвечает самым современным требованиям. На всех видах занятий по военно-специальным дисциплинам курсанты изучают, а также отрабатывают на тренажёрах особые случаи в полёте и действия экипажа в соответствии с руководством по лётной эксплуатации изучаемого воздушного судна. Чтобы не быть голословным, приведу цифры: курсанты-лётчики к окончанию вуза имеют налёт на современных тренажёрах 36 часов и до 200 – на учебно-боевых самолётах.

– Виктор Николаевич, два года назад был создан новый вид Вооружённых сил – ВКС. В его структуру наряду с Военно-воздушными силами вошли Войска воздушно-космической обороны. Как изменились при этом их задачи? Задействованы ли части Космических войск в совместных учениях?

– В настоящее время Космические войска продолжают выполнять задачи по своевременному предупреждению высшего военно-политического руководства страны о ракетно-ядерном нападении, созданию, развёртыванию и управлению орбитальной группировкой космических аппаратов, по разведке космической обстановки. И конечно же, являясь родом ВКС, они участвуют во всех мероприятиях оперативной и боевой подготовки, в том числе и в сов­местных учениях в масштабе как Воздушно-космических сил, так и Вооружённых Сил Российской Федерации в целом.

– Немаловажную задачу стратегического сдерживания в воздухе выполняют и лётчики дальней авиации. С какой регулярностью сегодня осуществляется воздушное патрулирование в отдельных районах земного шара?

– Как вы знаете, полёты на стратегическое сдерживание были возобновлены в соответствии с решением Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами России в 2007 году. С тех пор они выполняются регулярно в соответствии с указаниями Генерального штаба Вооружённых Сил страны. – Виктор Николаевич, наша встреча проходит накануне знаменательной даты – 105-летия со дня создания Военно-воздушных сил. Что бы вам хотелось сказать в преддверии этого дня личному составу, ветеранам?

– Славная история Военно-воздушных сил создавалась многими поколениями военных лётчиков и авиационных специалистов, учёными, конструкторами и испытателями. Своей самоотверженной службой и трудом они внесли неоценимый вклад в укрепление обороноспособности Отечества.

Мы по праву гордимся нашими лётчиками, штурманами, авиационными специалистами, повседневно показывающими мужество, отвагу и высокий профессионализм на протяжении более чем ста лет.

Я от всего сердца желаю тем, кто выбрал судьбой авиацию, крепкого здоровья, счастья и благополучия, успехов в службе и труде на благо Отечества!

 

Автор: Юлия КОЗАК

Источник: «Красная звезда».