УЗГА на Гидроавиасалоне 2020 представил проекты самолётов для МВЛ

Генеральный директор Уральского завода гражданской авиации Вадим Бадеха представил на прошедшей в Геленджике конференции «Гидроавиасалон 2020» проекты самолётов для использования на местных воздушных линиях. В соответствии с тематикой мероприятия акцент был сделан на амфибийных качествах машин и международной кооперации при их создании.
Продуктовая линейка Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) к середине десятилетия должна включать три самолёта для использования на местных воздушных линиях (МВЛ). Самым крупным из них станет 44-местный турбовинтовой региональный самолёт (ТВРС), создаваемый с использованием задела по чешскому L-610. На втором месте располагается уже освоенный в производстве L-410 на 19 мест. От своего чешского прототипа «русифицированная» версия отличается применением ряда комплектующих и систем отечественной разработки и производства. Наконец, лёгкий многоцелевой самолёт ЛМС-901 «Байкал» — полностью оригинальная разработка. Создаваемая на замену Ан-2 машина в базовом варианте будет рассчитана на перевозку девяти пассажиров, однако салон будет предусматривать установку до 14 кресел, либо доставку полезной нагрузки массой до двух тонн.

Учитывая тематическую направленность мероприятия, акцент в презентации был сделан на использовании «Байкала» в разных природно-климатических условиях, в том числе в труднодоступных районах. Базовый вариант самолёта предполагает наличие традиционного колёсного шасси, причём допускается и установка пневматиков большого размера, открывающих возможность эксплуатации самолёта с площадок с низкой плотностью грунта. Возможно и применение комбинированного колёсно-лыжного шасси. А после разработки амфибийного шасси откроется возможность полётов и с воды, и с ВПП. Учитывая, что действующие в России сертификационные требования не допускают перевозку на одномоторной технике более чем девяти пассажиров, даже с тяжёлым амфибийным шасси машина сможет сохранять большую дальность полёта при 100% занятости кресел. А сравнивая отечественную разработку с весьма популярным во всём мире самолётом Cessna 208, В. Бадеха отметил превосходство ЛМС в части соотношения полезной нагрузки и дальности (максимальная дальность — до 3 тыс. км в варианте с колёсным шасси против 2 тыс. км у конкурента, 2 тонны полезной нагрузки против 1,4 тонны у Cessna).

Помимо высоких лётно-технических характеристик, разработчик рассчитывает обеспечить привлекательные показатели по стоимости покупки и дальнейшей эксплуатации самолёта. «При разработке самолёта важно ориентироваться на стоимость самолёта, стоимость лётного часа. Мы считаем это залогом успеха как на внутреннем, так и на международном рынке, — подчеркнул В. Бадеха. — Сегодня мы идём примерно на 30% ниже ближайших конкурентов по стоимости самолёта. По стоимости лётного часа — порядка на 40-45% ниже». Как ожидается, сертификация самолёта завершится в 2022 году, а начиная с 2023 года возможны его поставки заказчикам.

Новинка, по мнению руководителя УЗГА, имеет большой рыночный потенциал. ЛМС до 2030 года может быть растиражирован в количестве до 330 самолётов во всех модификациях, из них 230 — для внутреннего рынка и до 100 — на экспорт. Востребованными должны оказаться и амфибийные версии, ожидается поставка десятков поплавковых машин для внутреннего и не менее ста — для внешнего рынков.

Касательно L-410, самолёт уже хорошо известен на мировом рынке, имеет большой послужной список он и в России. С начала 1970-х годов выпущено 1380 самолётов разных модификаций, значительная часть этого парка предназначалась для СССР, а впоследствии — для России. После приобретения чешского предприятия российскими инвесторами был реализован проект локализации выпуска L-410UVP-E20 на мощностях УЗГА, где было собрано 40 машин. При этом есть планы наращивания темпов сборки — по оценке руководителя предприятия, нынешних 12 самолётов в год недостаточно для удовлетворения существующего спроса.

Сегодня выпускается русифицированная версия, в которой импортозамещён ряд систем. Одним из самых важных обновлений стало применение отечественного бортового радиоэлектронного оборудования, разработанного КРЭТ. Среди уникальных функций — посадка по приборам на площадки, не оборудованные системами посадки. «Пилот может выбрать площадку, на которой принимает решение выполнить посадку, отмечает её точкой. Дальше на эту точку заходит уже по приборам — скорость, курс, высота», — уточнил В. Бадеха. Также преимущества для эксплуатанта даёт и локализация технического обслуживания в России. До локализации стоимость лётного часа составляла 120 тыс. рублей, что было сопоставимо со стоимостью эксплуатации вертолёта Ми-8Т, отметил он.

Как и в случае с ЛМС, специалисты провели оценку рынка для L-410. Согласно данным УЗГА, на внешний рынок в ближайшие 10 лет может быть поставлено 200 воздушных судов, в том числе до 70 — на поплавках. Потенциал российского рынка — до 120 бортов, в том числе до 30 — на поплавках. Среди конкурирующих продуктов В. Бадеха выделил Twin Otter, который при сопоставимой вместимости и массе коммерческой нагрузки обладает меньшей дальностью полёта и меньшей крейсерской скоростью. С учётом этих обстоятельств экспортные перспективы L-410 внушают руководству УЗГА оптимизм. Гендиректор завода отметил, что к продукту проявляется «достаточно высокий, стабильный интерес». «В будущем году мы планируем перейти от подписанных меморандумов к их реализации», — дополнил он.

Среди тем, затронутых на конференции, особняком стоял вопрос развития международного сотрудничества. Как ожидается, среди ключевых партнёров в реализации «самолётных» программ УЗГА будет Казахстан. «Казахстан для нас является первым и главным партнёром в реализации данного проекта», — подчеркнул В. Бадеха, дополнив, что именно в этой стране предполагается начать опытную эксплуатацию «Байкала». Кроме того, обсуждается возможность привлечения местных предприятий в качестве поставщиков по проекту создания самолёта. «Казахстан, как один из ключевых внешних потребителей самолёта, должен рассматриваться и как центр кастомизации, и как центр ремонта», — дополнил он.

Оптимизм руководства УЗГА в отношении международного сотрудничества разделил и министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров. Он перечислил несколько проектов, которые могут быть реализованы как в рамках Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), так и за его пределами. «Мы сейчас с Казахстаном говорим о кастомизации L-410 в кооперации с УЗГА. Казахстан эксплуатировал [самолёты типа L-410 — «АвиаПорт»] ещё во времена Советского Союза, и сегодня закупает новые L-410, которые локализованы на УЗГА. И также планируется их кастомизация», — заявил Д. Мантуров. Касательно ТВРС он дополнил, что построение кооперации рассматривается не только с Казахстаном, но и с Узбекистаном. «Мы возвращаемся сейчас в Узбекистан с темой промкооперации в области авиационной промышленности. Завод [Ташкентское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова — «АвиаПорт»] сохранился. Мы сейчас проводим глубочайшую инвентаризацию сохранившихся компетенций, производственных мощностей, потенциала в конструкторском направлении, — рассказал министр. — Возможно, L-610 может быть связующей темой для трёхсторонней кооперации». Наконец, оптимистичных оценок удостоился и ЛМС. «Я считаю, что этот продукт имеет перспективу не только на нашем рынке или рынке Казахстана, или вообще в периметре ЕАЭС. У него очень хорошие шансы на экспорт в третьи страны», — подчеркнул Д. Мантуров.

Источник: Олег Пантелеев, АвиаПорт.Ru