24 мая Совершила ли Россия прорыв в создании скоростных вертолетов?
В июне прототип российского скоростного вертолета, известный под аббревиатурой ПСВ, как обещано, впервые поднимется в воздух и разгонится до скорости 450 км/час. Значит ли это, что мы на пороге прорыва в практическом создании действительно скоростных вертолетов?
В четверг, 19 мая, в Москве открывается международная вертолетная выставка HeliRussia 2016. На предварявшей ее пресс-конференции и было заявлено, что в июне наш перспективный вертолет достигнет рекордной скорости.
Винтокрылые машины, летающие с такими скоростями, нам очень нужны. Впервые о них заговорили еще на выставке HeliRussia 2009. Тогда торжественно объявили, что начинаются работы над проектом отечественного скоростного вертолета, что стало главной и очень радостной сенсацией прошедшей семь лет назад выставки.
Стоит напомнить, что в США и Западной Европе сегодня активно испытывают скоростные винтокрылые машины. Не все у них получается, но их вертолеты летают, стабильно показывают скорости около 400 км/час, демонстрируются на многих авиасалонах. И мы никак не должны были от них отстать.
На HeliRussia 2009 показали целый ряд вариантов возможных компоновок перспективных скоростных машин. В качестве рабочей концепции выбрали проект вертолета Ка-92. По заявленным характеристикам машина должна была перевозить 30 пассажиров на полторы тысячи километров со скоростью 450 км/час, взлетать и садиться на любой необорудованной, но ровной площадке. Такой винтокрыл в случае своей реализации мог совершить революцию в транспортном обеспечении труднодоступных территорий России.
Предполагалось, что основными заказчиками скоростного вертолета и финансистами его создания станут нефтегазовые компании, стремительно продвигающиеся на Север и даже в Арктику. Лучшей машины для обеспечения вахтовых смен и ликвидации возможных аварийных ситуаций там, где не сядет никакой самолет, а обычным вертолетом лететь долго и накладно, не придумаешь.
По словам тогдашнего руководителя вертолетостроительной отрасли Андрея Шибитова, на реализацию проекта должно было уйти не более восьми лет. По словам же разработчиков, при надлежащем финансировании Ка-92 можно было поднять в воздух и даже подготовить к серийному производству за пять лет, то есть в 2014-2015 годах.
Напомним, со дня показа макета перспективного скоростного вертолета прошло семь лет. Где машина?
В металле она так и не появилась. Зато без лишнего рекламного шума построили некую летающую лабораторию, названную ПСВ — перспективный скоростной вертолет. Из бюджета на ПСВ потратили немалые средства. Впервые это чудо техники показали на прошлогоднем авиасалоне МАКС-2015. Именно ПСВ и должен в июне достичь рекордной скорости в 450 км/час. По схеме — это классический вертолет с несущим и компенсирующим винтами.
Как сейчас выясняется, облик в итоге определили менеджеры и финансисты. Критерий был один. Скоростная машина должна оказаться ненамного дороже классических. И форма у нее должна быть классической. Что, как считают специалисты-вертолетостроители, невозможно в принципе.
Во-первых. Если говорить о стоимости, то реактивные самолеты изначально были в разы дороже поршневых, но сегодня весь мир летает в основном на дорогих реактивных моторах, а не допотопных поршнях. И скоростной геликоптер никак не сможет по цене конкурировать с привычными ныне машинами, он будет однозначно и намного дороже.
Во-вторых. Эффективные управленцы почему-то проигнорировали и мнение аэродинамиков — скоростной вертолет не может быть построен по классической схеме с несущим и компенсирующим винтами, как ПСВ. Неизбежно наступит момент, когда силу заваливания винтокрыла не удастся компенсировать никаким рулевым винтом. Скорость у него будет заведомо ограничена.
Высокие скоростные характеристики обеспечивает только соосная схема. При этом несущие винты должны быть уже не длинными и гибкими, а короткими, жесткими и быстро вращающимися. Эти винты обеспечивают достаточную подъемную силу. А вот для придания необходимой скорости необходим толкающий винт или даже реактивный двигатель. В этом случае скорость в 450, 500 км/час и даже выше станет привычной, экономичной и безопасной. По такой схеме и предполагалось строить Ка-92.
Прекращение финансирования озвученного много лет назад проекта привычно объяснили кризисом, сокращением доходов нефтегазового комплекса, уменьшением его амбиций. Но надо же думать о завтрашнем дне и о государственных интересах во всем их комплексе.
У нас практически рухнуло региональное авиасообщение. Многие аэродромы в российской глубинке представляют из себя жуткое зрелище. На их восстановление необходимы, наверное, уже сотни миллиардов, если не триллионы рублей. Где их взять? А вот скоростным вертолетам не нужны никакие бетонированные взлетные полосы. Нужна лишь ровная площадка. И если учесть расходы на восстановление по всей стране региональной аэродромной инфраструктуры, в сравнении с расходами на скорейшее создание скоростного вертолета — тут даже эффективные менеджеры должны понять, что выгоднее для страны с любой точки зрения.
Увы, сейчас почти всегда вопрос решается не с точки зрения общей государственной выгоды, а с учетом интересов отдельно взятых холдингов или корпораций.
Между тем, помимо гражданского аспекта скоростных вертолетов, есть и весьма важная их военная составляющая. На предыдущих салонах HeliRussia открыто показывались концепции ударных боевых машин, взлетающих по-вертолетному, затем складывающих лопасти и превращающихся в реактивных штурмовиков-перехватчиков, развивающих скорость до 900 км/час. Причем эти машины уже в проекте адаптировались под работу в условиях Арктики. Фантастика! Но и она могла быть реализована.
Время создания отечественных скоростных вертолетов упущено, но все-таки не потеряно. И по какому пути пойдет вертолетостроительная индустрия России — мы увидим в ближайшее время.
Если загадочный пока ПСВ действительно взлетит в июне и разгонится до 450 км/час, это будет и неплохо. Потраченные на него миллиарды можно будет обосновать. К тому же, утверждается, что на летающей лаборатории может быть испытан вертолетный винт, созданный из новых конструкционных материалов и новой конфигурации. И это тоже хорошо.
Вот только к действительно перспективным скоростным вертолетам ни ПСВ, ни его гибкие винты пусть и самого нового поколения никакого отношения иметь не будут — просто по законам аэродинамики. Так что вопрос создания отечественных скоростных винтокрылов остается открытым.
Автор: Сергей Птичкин
Источник: Российская газета