Новый план спасения

Обмен технологиями между военным и гражданским сегментом авиастроения является обычным делом. Однако российские власти пошли дальше и предложили применить для гражданского авиастроения основную практику оборонной отрасли – государственный заказ.

Вопрос консолидированного госзаказа на гражданскую авиатехнику впервые широко обсуждался 4 октября в Ульяновске заседании под председательством российского президента, прошедшего после  первого демонстрационного полета транспортного самолета Ил-76МД-90. По словам министра промышленности Дениса Манутров, такой заказ может включать закупку до 2018 около 100 гражданских самолетов для нужд различных государственных структур – президентского авиаотряда, Минобороны, МЧС, МВД, ФСБ и т.д. Среди возможных моделей называлисьрегиональные самолеты Ан-148, Sukhoi Superjet 100 и среднемагистральный Ту-204СМ.

В рамках такого заказа Мантуров предложил субсидировать из бюджета не более 20% от стоимости воздушного судна, остальное будет покрываться за счет долгосрочных, на 15-20 лет, кредитов или лизинга. Как объяснил министр, госзаказ рассматривается как эффективная форма государственной поддержки на этапе вывода новой авиатехники на рынок и ее закрепления там и должен заменить целевые взносы в уставной капитал ОАК, которые применялся для этих целей до сих пор.

Если подобный госзаказ будет применен в гражданском авиастроении, то он, по сути, систематизирует уже давно сложившуюся практику, когда основным заказчиком на гражданскую авиатехнику российского авиапрома является само государство. За примерами далеко ходить не надо: последние два года основным получателем самолетов семейства Ту-204/214 является СЛО «Россия» (3 Ту-214 и два Ту-204-300 в 2010-2012 гг.). Заказов на модернизированный Ту-204СМ пока вообще нет, хотя этот самолет уже находится в стадии летных успытаний. Немного лучше ситуация с программами региональных самолетов ОАК, где есть и коммерческие заказчики. Однако оставшиеся заказы на Ан-148 российской сборки также государственные — сейчас в Воронеже стоятся два ВС этого типа для СЛО «Россия», и еще два – для МЧС. Можно вспомнить, что крупнейшие эксплуатанты Ан-148 и Sukhoi Superjet 100 – авиакомпании «Россия» и «Аэрофлот», соответственно, тоже контролируются государством.

Схожая ситуация происходит и на не входящем в ОАК самарском заводе «Авиакор», где программу Ан-140 от закрытия спас только заказ Минобороны, которое также является и единственным покупателем еще собираемых в Самаре Ту-154М.

Соглашусь, что консолидированный госзаказ с подтвержденным финансированием будет удобен для авиапроизводителей. Как и в случае с уже имеющимися долгосрочными заказами на военную авиатехнику, он позволит планировать выпуск ВС и снизить производственные издержки. Можно даже планировать закупки гражданской авиатехники сразу на 10 лет вперед по аналогии с госпрограммой вооружений. Но хочется спросить, когда авиапроизводители научаться продавать свою продукцию без помощи государства?

По материалам АТО.ru