«Сатурн» перешагнул столетний рубеж с положительным результатом

Предприятие сделало ставку на расширение продуктовой линейки и инновации

Научно-производственное объединение «Сатурн» (Рыбинск), отметившее в октябре столетний юбилей, прошло путь от автомобильного завода «Русский Рено» до одного из крупнейших предприятий «Объединённой двигателестроительной корпорации» (ОДК), ежегодно выпускающего около 600 двигателей различного назначения. На сегодняшний день «Сатурн» продолжает выпуск двигателей Д-30КП для самолёта Ил-76, совместно с коллегами из французской компании Safran Aircraft Engines производит силовую установку SaM146 для Sukhoi Superjet 100, а также участвует в реализации нескольких масштабных проектов гражданской и военной сферы в кооперации с другими предприятиями, входящими в ОДК.

Две волны кризиса

По данным пресс-службы НПО «Сатурн», выручка предприятия за 2015 год составила 24 млрд рублей. Результат удалось получить за счёт формирования диверсифицированного портфеля заказов, включающего в себя как участие в программах гособоронзаказа и импортозамещения, так и увеличение экспорта и поставок в гражданских секторах экономики. Сегодня 47% портфеля заказов НПО «Сатурн» приходятся на государственные заказы, включая государственный оборонный заказ, 34% — на заказы по линии военно-технического сотрудничества, а оставшиеся 19% — на гражданские и энергетические программы. Как подчеркнул управляющий директор «Сатурна» Виктор Поляков, в 2016 году сохраняется тенденция роста объёмов производства и продаж продукции. «По нашим оценкам, объём реализации будет более 30 млрд рублей. Запланированные бюджетные показатели выполняются в полном объёме, а по итогам года будут выполнены с превышением. Объём реализации в 2017 году составит 31,5 млрд рублей, — рассказал он. — Контрактная работа, проведённая за последние полтора-два года, даёт возможность говорить об обеспеченности предприятия заказами до 2020 года и перспективах ежегодного прироста выручки, как минимум на 10%». Чистая прибыль «Сатурна» в 2016 году прогнозируется на уровне 1 млрд рублей, а на 2017 год — не менее 1,5 млрд рублей.

Заместитель управляющего директора — директор по экономике и финансам НПО «Сатурн» Алексей Соболев в беседе с «АвиаПортом» отметил, что на предприятии, как и в российской экономике в целом, выделяют две волны кризиса, прошедшие за последние несколько лет. Первый кризис, пришедшийся на 2008-2009 годы, привёл к вынужденному решению о смене собственника компании в связи с неудовлетворительным финансовым положением завода. «К первому кризису мы подошли с тем, что кредитный портфель превышал выручку более чем в 2,5 раза. Долговая нагрузка, низкая маржинальность, низкая доходность по основным программам, которые были на тот промежуток времени в портфеле заказов, а также значительные инвестиционные обязательства, не позволяли обслуживать долговые обязательства предприятия, — пояснил А.Соболев. — Поэтому со стороны государства были приняты решения по выкупу акций у бывших собственников, по рефинансированию всего кредитного портфеля с предоставлением государственных гарантий».

Ко второму кризису, начавшемуся в 2014 году, предприятие подошло уже в полной готовности. «Мы подошли к этому кризису фундаментально другими, как с точки зрения возможности реагировать на кризисные события, которые мы прогнозировали и видели, с точки зрения финансового состояния НПО «Сатурн» в целом, так с точки зрения продуктового портфеля, который на сегодняшний день насыщает наше производство, с точки зрения жизненного цикла тех программ, которые мы реализуем на данный момент, — продолжил А.Соболев. — Если сравнивать с предыдущим кризисом, когда мы вынужденно лавинообразно наращивали кредитный портфель в силу того, что процентную нагрузку можно было закрывать только за счёт новых привлечений денежных средств, в этот раз мы наоборот резко снижали наш кредитный портфель. В частности, мы его снизили с максимального значения в 29 млрд рублей до 20 млрд рублей».

Существенному сокращению кредитного портфеля во второй кризисный период способствовало управление ликвидностью при помощи партнёрской программы с ВТБ. Решить задачу было нелегко, поскольку на момент начала падения курса российского рубля около 50% обязательств НПО «Сатурн» были номинированы в иностранной валюте. Совместно с банком ВТБ в результате многоходовой комбинации «Сатурну» удалось конвертировать все свои обязательства в рублёвые ещё до момента резкого обвала курса национальной валюты.

Также во время второй волны кризиса появилось и понимание экспортных возможностей НПО «Сатурн». «В частности, наши традиционные зарубежные партнёры подтверждают дальнейшее приобретение новых авиадвигателей Д-30КП. По другим сегментам в части малоразмерных двигателей начинает расти экспортная составляющая, что даёт нам новый валютный поток, который позволяет наращивать рублёвую ликвидность», — уточнил А.Соболев. Ещё одним важным фактором, позволяющим успешно справляться с кризисной ситуацией, стал выход в оптимальную стадию жизненного цикла тех программ (в том числе и SaM146), которые ещё три-четыре года назад находились лишь в стадии постановки на серийное производство. «Условно они уже не являются теми продуктами, которые тянут предприятие вниз и требуют постоянной финансовой подпитки, а становятся продуктами, которые уже в большей степени начинают самостоятельно генерировать доходы», — пояснил заместитель управляющего директора.

Выручка растёт, долг сокращается

В 2008-2009 году, когда кредитный портфель практически подходил к 25 млрд рублей, выручка предприятия составляла всего 9-10 млрд рублей. И это при том, что в состав НПО «Сатурн» тогда ещё входил филиал НТЦ им. А.Люльки (в соответствии с решением ОДК впоследствии переведён в УМПО), который давал дополнительный поток выручки. Сама по себе площадка в Рыбинске в этот промежуток времени генерировала лишь 8 млрд. При этом на обслуживание долга в этот период затрачивалось до 4 млрд рублей в год.

По итогам 2015 года выручка «Сатурна» составила 24 млрд рублей. «В прошлом году был зафиксирован технический убыток. Если говорить с точки зрения реального положения дел, с прошлого года мы вышли на положительный финансовый результат. В рамках бухгалтерской отчётности мы провели списание ранее понесённых расходов, которые были на балансе предприятия в связи с реализацией программы SaM146. Они имели отношение к периоду до 2015 года», — объяснил А.Соболев, добавив, что в 2016 году на предприятии ожидают рост выручки свыше 30 млрд. Среди факторов, которые позволят получить уверенный чистый финансовый результат по итогам 2016 года, — рост объёмов реализации, в том числе и рост экспортной составляющей.

Соотношение долга к EBITDA, отметил А.Соболев, на сегодняшний момент составляет 2,5. «С учётом того, что мы планируем существенный дальнейший рост выручки, а она должна расти у нас примерно на 10-15% в год, показатель будет улучшаться. Мы считаем, что текущий показатель долг/EBITDA в 2,5 уже является весьма неплохим, — сказал А.Соболев.

В долгосрочной перспективе долг будет оставаться в районе 10-12 млрд рублей. Будем стараться улучшить его качество. На сегодняшний день мы уже улучшили его качество, значительно удлинив, в том числе при помощи Минфина и Минпромторга, которые позволили получить государственные гарантии под этот долг. Соответственно, пока его сделали восьмилетним. Сейчас работаем с банком ВТБ, чтобы снизить стоимость обслуживания долга».

К концу 2016 года, считает А.Соболев, кредитную нагрузку удастся снизить до 16 млрд рублей, а в следующем году она должна сократиться до 11,7 млрд.

Сокращение издержек и продолжение инвестиционной программы

Кризис 2008-2009 года научил «Сатурн» более бережно и рационально относиться ко всем ресурсам, которые потребляются в процессе производства и жизнедеятельности компании, подчеркнул А.Соболев. Ещё тогда была разработана глобальная антикризисная программа, в 2009 году признанная министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым эталонной в отрасли. В настоящее время программа продолжает действовать уже как «План финансового оздоровления и развития», мы его ежегодно актуализируем. Постоянно вырабатываются новые мероприятия, вносятся новые идеи и механизмы, — рассказал А.Соболев. — С одной стороны, мы понимаем, что простое снижение расходов — не самый рациональный подход, потому что можно досокращать расходы до фатальных последствий, которые приведут к потере ключевых компетенций. Поэтому те сегменты, по которым мы осуществляем основное воздействие, это, в первую очередь, увеличение доходов и улучшение качества этих доходов, при постоянно реализуемой программе сдерживания расходов».

В последние четыре года, в среднем, инвестиции «Сатурна» составляют порядка 3,5-4 млрд рублей в год. Значительная часть инвестиций идёт на выполнение задач, которые ставит перед предприятием государство. Кроме того, «Сатурн» продолжает инвестировать в инфраструктуру для послепродажного обслуживания и для расширения производства SaM146, направляет средства на поддержание и обновление основных производственных фондов, связанных с опытно-конструкторской базой. «У нас осталось не так много двигателестроительных КБ, считаем, что наше КБ делит 1-2 место с пермским «Авиадвигателем». Участвуем практически во всех новых программах, поэтому инвестируем в испытательную и опытную базу, в развитие новых технологий», — рассказал А.Соболев. — Понятно, что на производстве по-прежнему остаётся и оборудование 1970-1980 годов, которое заменить сложно. В первую очередь, оно используется на технологических процессах изготовления старых двигателей. Тем не менее, там, где есть экономическая целесообразность внедрения новых прогрессивных технологий, которые приведут к экономии потребляемых ресурсов или значительному снижению длительности производственных циклов, мы переходим на новые технологические решения».

«Сатурн» способен жить и без Д-30КП

До 2010 года НПО «Сатурн» фактически оставалось предприятием одного продукта: Д-30КП / КУ / КУ-154. Однако к настоящему моменту продуктовая линейка заметно расширилась. В 2000 годах при разработке стратегии развития НПО «Сатурн» предполагалось, что производство основного продукта Д-30КП / КУ должно полностью свернуться к 2010-2011 году. Фактически, как пояснил А.Соболев, рынок сжимался, самолёты Ту-154М постепенно выводились из эксплуатации, а судьба Ил-76 была не до конца ясна. В связи с этим фактом в НПО «Сатурн» видели необходимость в поиске новых ниш, создании новой продукции. В прошлом десятилетии и появились новые сегменты, такие как морские ГТД, семейство двигателей для беспилотных летательных аппаратов и двигатели наземного применения. «Сегодня практически все сегменты находятся в «боевом» состоянии с точки зрения генерирования положительного операционного потока и влияния на наш финансовый результат. Если бы на сегодняшний день не было продукта Д-30КП, его экспортной и отечественной составляющей, то выручка предприятия по итогам 2016 года составила бы около 20 млрд рублей», — уточнил А.Соболев.

По его словам, НПО «Сатурн» постоянно ищет новые рынки сбыта. «Мы плотно и целенаправленно работаем в части освоения деталей двигателя ПС-90, — продолжил А.Соболев. — Продолжаем работать по сегменту машин большой мощности, прежде всего ГТД-110М. Ожидаем завершение к середине следующего года комплекса испытаний, который должен подтвердить ресурсные и экологические характеристики».

Ставка на инновации и современные технологии

НПО «Сатурн» к столетнему юбилею подошло не только с планом финансового оздоровления, но и с взвешенной научно-технической политикой. Генеральный конструктор предприятия Юрий Шмотин рассказал, что более пяти лет назад была возрождена практика проведения научно-технических советов НПО «Сатурн». На одном из первых заседаний совета были определены ключевые технологии, которые должны обеспечить лидерство ПАО «НПО «Сатурн» в будущем. «Мы должны быть готовы к тому, что называется Индустрия 4.0. На современном этапе индустриальной революции идёт переход от традиционных предприятий к полностью цифровым, что позволит сократить сроки разработки и обеспечить стоимость опытных изделий на уровне первых серийных. Все это связано с необходимостью быстро адаптироваться к потребностям рынка», — рассказал он.

Одно из перспективных направлений — аддитивные технологии. «У нас появился опыт разработки деталей, которые изготавливаются аддитивным методом. Так в 2016 году уже более 400 деталей изготовлено с помощью аддитивных технологий, — сообщил генеральный конструктор. — Эта технология, в первую очередь, применяется при выполнении опытных работ. При использовании традиционных технологий на изготовление опытных деталей может потребоваться шесть-восемь месяцев, а за счёт применения аддитивных технологий эти же детали можно изготовить менее чем за месяц. А время — это самое ценное при создании газотурбинных двигателей». Также он подчеркнул, что применение аддитивных технологий позволяет сэкономить не только время, но и стоимость изготовления деталей. К примеру, производство завихрителя камеры сгорания авиационного двигателя по традиционной технологии стоит в четыре раза дороже, чем его изготовление методом аддитивных технологий.

Говоря о других направлениях, Ю.Шмотин также упомянул использование деталей из композиционных материалов. НПО «Сатурн» в рамках кооперации ОДК по авиационным двигателям отвечает за контур низкого давления, куда входят и вентиляторы. «Вентилятор газотурбинного авиационного двигателя может практически полностью быть сделан из полимерных композиционных материалов, за исключением деталей вращения, таких как диск и вал. Это и корпус вентилятора, рабочая лопатка вентилятора, спрямляющие лопатки, разделители тока и так далее, — рассказал Ю.Шмотин. — Поэтому композиционные материалы, а в частности полимерные композиционные материалы для холодной части, это технология, на которую мы делаем акцент. Сегодня мы имеем достаточный задел для того, чтобы широко применить композиты как в двигателе ПД-14, так и в двигателе SaM146». Ещё одно направление развития КБ — развитие численных методов проектирования. «Сегодня нам по силам моделирование самых сложных физических процессов, которые протекают в газотурбинном двигателе: нестационарная газовая динамика в многоступенчатых лопаточных машинах, изменение напряжённо-деформированного состояния деталей и узлов, моделирование быстрых динамических процессов, таких как попадание птиц или других посторонних предметов в двигатель, и, безусловно, вопросы, связанные с процессом горения», — объяснил генеральный конструктор. Созданная в начале 2000 годов в Рыбинске конструкторская школа проектирования, основанная на существующих традициях, а также обладающая опытом применения современных технологий проектирования, позволила НПО «Сатурн» войти в программу SaM146, вспоминает он: «в период с 2001 по 2003 годы шло активное взаимодействие с французскими коллегами в части обмена опытом по проектированию. Технология проектирования на базе системы 3D CAD, а также многоуровневая система численного моделирования позволили «Сатурну» доказать, что предприятие не сильно уступает западным партнёрам в части технологий создания газотурбинных двигателей». Применение численных методов в процессе создания газотурбинных двигателей позволило с большей долей уверенности подойти к этапу выпуска документации, а по результатам изготовления экспериментально подтвердить то, что было заложено конструктором при разработке изделия. «Таким образом, мы смогли существенно сократить количество натурных экспериментов, заменив их численными. Это позволило обеспечить изготовление первого двигателя SaM146 менее чем через четыре года после начала проекта», — заключил Ю.Шмотин.

Источник: Олег Пантелеев, Мария Ситкина // АвиаПорт.Ru, 15.11.2016г.