15 Июн МИНПРОМТОРГ СПРАВЛЯЕТСЯ, НО ЭТОГО НЕДОСТАТОЧНО — ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЧАС В ГОСДУМЕ
Глава Минпромторга Денис Мантуров на правительственном часе в Госдуме 10 июня рассказал о том, как будет обеспечиваться развитие промышленности в условиях экономического кризиса и пандемии коронавируса, и ответил на вопросы депутатов. Портал profiok.com рассказывает о ключевых моментах дискуссии, связанных с решением задач импортозамещения и диверсификации ОПК, а также с развитием авиапрома и гражданской авиации.
О рисках и перспективах
Свое выступление Денис Мантуров начал с того, что еще несколько месяцев назад существовали все предпосылки для самых положительных оценок и прогнозов развития российской промышленности. Однако резкое падение цен на нефть и распространение вируса COVID-19 нанесли по экономике двойной удар, за которым последовала негативная динамика во многих отраслях. И хотя одновременно появились сферы, в которых, напротив, сформировались перспективы, делать прогнозы министр не осмелился, поскольку формирование новой реальности только началось.
По словам Мантурова, многие механизмы и направления, сформированные ранее, оказались вполне работоспособными. Хотя, конечно, за последнее время сформировался и «ряд новых ориентиров». К примеру, сюрпризом оказался возникший в марте 2020 года ажиотажный спрос на продовольствие. С ним справились, и теперь регионы обеспечены запасом товаров на несколько месяцев вперед.
Пришлось разворачивать производство лекарств, медицинского оборудования и средств индивидуальной защиты. Многие предприятия были переведены на круглосуточный режим работы, перепрофилировали производство и нарастили мощности. Цифры впечатляют: сейчас выпускается около 9 миллионов масок в сутки, в следующем месяце будет уже 12 миллионов. При этом розничная цена снизилась с 55 до 13 рублей за штуку. В 25 раз выросло производство защитных костюмов, в 9 раз — антисептиков, в 35 раз — аппаратов ИВЛ.
В итоге, как отметил министр, сформировался запас прочности «практически по всей противовирусной номенклатуре» и сформирован государственный резерв по средствам индивидуальной защиты. Теперь Россия готова даже производить эти товары на экспорт.
Параллельно были запущены программы поддержки производителей и стимулирования спроса. Например, в автомобильной промышленности предприятиям не только помогли материально, но и приняли решение об опережающих государственных закупках ведомств и компаний с госучастием в объеме около 220 тысяч автомобилей.
«Несмотря на все риски, которые мы отслеживаем, наши компании достаточно уверенно смотрят в будущее, — подытожил Денис Мантуров. — Мы рассчитываем, что выполнение всех мероприятий общенационального плана и ваша помощь на законодательном уровне позволят нам без особых потерь пережить этот кризис, как мы это делали уже не раз в предыдущие годы».
О системном подходе взамен бухгалтерскому
Анализируя деятельность Минпромторга, аудитор Счетной палаты Андрей Перчян заметил, что «секторальные» меры, направленные на восстановление и развитие отраслей промышленности, в целом оказываются эффективным. Важно, что государство поддерживает не только крупные предприятия, но и малый, и средний бизнес.
Однако аналитики СП подчеркивают, что меры поддержки в основном заключаются либо в предоставлении субсидий, либо в организации закупок у единственных поставщиков из числа отечественных производителей.
«Минпромторг справляется очень неплохо, — заявил Андрей Перчян. — Все деньги полностью освоены; оборудование, транспорт доставлены в регионы. Но хотел бы при этом обратить внимание, что такая поддержка все-таки должна рассматриваться как временная».
Привычный ход «правительственного часа» нарушил Вячеслав Володин. Он остро отреагировал на слова Андрея Перчяна о том, что поддержка закупок для регионов должна быть временной. Спикер Госдумы напомнил, что в стране 16 регионов-доноров, да и остальные субъекты РФ вряд ли в состоянии решить свои проблемы самостоятельно. Тем не менее, им очень нужны автомобили «скорой помощи», троллейбусы, автобусы, трамваи: износ транспорта в некоторых муниципалитетах доходит до 99 процентов.
По мнению Володина, проблему надо «взять и решить от начала до конца», понимая, что на это уйдет несколько лет. «Вот вам и временная мера», — заключил парламентарий, призвав Счетную палату и депутатов ГД «более активно подставлять плечо» Минпромторгу. Министерство в состоянии организовать производство необходимой техники, но на текущий момент средств для этого в ведении Минпромторга явно недостаточно. Значит, нужно сформировать специальные программы, предварительно проработав вопрос и оценив, о каких суммах идет речь. А проработкой вопроса, по мнению Володина, могли бы заняться Счетная палата и профильный думский комитет.
«Вы возьмите и посчитайте, сколько надо средств и времени, чтобы нам решить проблему модернизации на селе, переоснащения новой техникой, — предложил Володин представителю Счетной палаты. — Посчитайте и посмотрите, сколько времени нам надо для того, чтобы школьные автобусы в полном объеме были поставлены. Та статья расходов или не та — это бухгалтерский подход. Вещь хорошая, но если уж мы обсуждаем доклад министра, нам надо смотреть и поглубже, и посистемнее».
К примеру, самый дорогостоящий городской общественный транспорт — трамвай. Как сообщил председатель думского комитета по транспорту Евгений Москвичев, один трамвай стоит от 30 до 50 миллионов рублей (удивительно, что регионы так за них держатся; видимо, есть интерес — прим. profiok.com), троллейбус — от 11 до 15, автобус — от 9 до 11 миллионов рублей. При этом износ трамваев во многих городах приближается к 100 процентам. Сельский автобус обходится в среднем от 4 до 5 миллионов рублей, но таких автобусов не хватает на десятках тысяч маршрутов.
«А почему трамваи не попали в перечень поддержки в этом году? — удивился Володин. — Почему мы министра не поддерживаем? Президент принимает решения, а мы молчим».
По словам спикера ГД, начинать надо с расчетов и постановки проблемы. И даже если ее не удастся сразу «сдвинуть с мертвой точки», она начнет обсуждаться, а дальше можно будет задавать вопросы Минэкономразвития и Минфину. «Задача министерства промышленности — производить, и они могут производить, — повторил Вячеслав Володин. — А наша задача в этом вопросе — им плечо подставить».
Об импортозамещении и диверсификации ОПК
По словам Дениса Мантурова, одним из ключевых результатов реализации программ импортозамещения стало расширение участия отечественной промышленности в национальных проектах.
«Мы готовы поставлять технику, оборудование и материалы по девяти нацпроектам совокупно на 3,2 триллиона рублей, что составляет, по сути, половину от всех закупок по промышленной номенклатуре, — сообщил министр. — Рассчитываем, что существенная часть этих поставок обеспечит оборонно-промышленный комплекс, который активно занимается диверсификацией».
В 2019 году, по данным Минпромторга, доля гражданской продукции, которую выпускают оборонные предприятия, достигла 24 процентов в общем объеме их производства. Это намного превышает плановый показатель.
Чтобы обеспечить закупки высокотехнологичной продукции именно российского производства, сформирована нормативная база, вводящая запреты и ограничения на допуск к закупкам иностранных товаров.
К 2025 году долю гражданской продукции нужно довести до 30 процентов. По словам министра, ОПК справится с этой задачей без каких-либо дополнительных мер. Однако чтобы к 2030 году выйти на уровень 50 процентов, необходимо «много что сделать». Мантуров уверен, что здесь не обойтись без введения квот для российской продукции, что будет в первую очередь относиться к предприятиям отечественной оборонки. «Мы по предприятиям ОПК будем просить и вас, и сами будем ставить основной акцент, чтобы они имели преференции, чтобы достичь тех показателей, которые поставил нам президент», — обратился к парламентариям глава Минпромторга.
Наверное, эксперты Счетной палаты где-то правы, замечая, что механизм, связанный с закупками у единственного поставщика, нужно рассматривать как временный. Однако сейчас он позволяет комплексно загружать предприятия. Мантуров привел в пример компанию «Росэлектроника» (входит в ГК «Ростех»), которая выступает единственным поставщиком тепловизоров для пограничных пунктов, и КРЭТ, который стал единственным поставщиком аппаратов ИВЛ. Если бы конкурсы проводились по стандартной процедуре, наладить производство этой необходимой продукции удалось бы очень нескоро.
Кстати, действующие планы по импортозамещению в 2020 году формально заканчиваются. Поэтому в Минпромторге приняли решение подготовить их новую версию, рассчитанную до 2024 года. Как отметил Мантуров, теперь эти планы будут ориентированы не только на конечную продукцию, но и на замену комплектующих и материалов.
«Под эту задачу мы трансформируем системные механизмы государственной поддержки, — пояснил министр. — В частности Фонд развития промышленности направит на проекты импортозамещения практически все 40 миллиардов рублей, которые выделяются правительством в этом году».
Об авиастроении и развитии межрегиональных перевозок
Денис Мантуров сообщил о принятии дополнительного пакета стимулирующих мер, направленных на купирование рисков для российского авиапрома. В рамках этих мер в ближайшие два года будет поставлено 66 вертолетов для санитарной авиации и 59 самолетов SSJ-100 на общую сумму свыше 15 миллиардов рублей. При этом, как подчеркнул министр, сохранятся «мощности и компетенции для дальнейшей работы по всей линейке новых самолетов».
Депутат от фракции КПРФ Сергей Гаврилов поинтересовался, как Минпромторг видит решения в сфере формирования спроса на самолеты для межрегиональных перевозок. Самолеты в России уже есть: это и Superjet, это и новый лайнер МС-21, это Ил-96-400М, Ил-114, легкий транспортный Ил-112. Но вопрос с развитием межрегиональных авиаперевозок связан не только с ритмичностью производства авиационных предприятий и даже не только с формированием стартового заказа. Нужен спрос на эту продукцию. Но как его обеспечить?
Денис Мантуров признал, что межрегиональные и внутрирегиональные авиаперевозки развиваются в нашей стране, увы, слабо. Министр пояснил, что, по-хорошему, инициатива должна исходить от регионов. Но у них, к сожалению, не хватает на это собственных ресурсов. Так появилась совместная инициатива Минпромторга и Минобороны о создании лизинговой компании, с помощью которой будет поставляться в регионы российская авиатехника.
Мантуров рассказал, что поставки Ил-114 в регионы начнутся с 2023 года, а сейчас самолет проходит завершающую стадию испытаний. На Уральском заводе гражданской авиации, с участием которого будет создаваться лизинговая компания, локализовано производство самолетов L-410. Этот 19-местный самолет на сегодня локализован уже на 50 процентов, а после установки российского двигателя ВК-800 показатель составит 75 процентов. Это произойдет в 2021 году. Для поддержки поставки L-410, произведенного в России, Промсвязьбанк будет предоставлять льготные займы. Создаваемая Минпромторгом и Минобороны лизинговая компания будет работать и с парком самолетов Минобороны. Примечательно, что в этом случае молодые военные летчики после раннего выхода на пенсию смогут летать в гражданском секторе.
С 2020 года будет запущена новая модификация самолета L-610: появятся 45-местные самолеты, основанные на новых принципах и технологиях. Этот самолет, по словам Мантурова, будет иметь и экспортный потенциал.
С 2019 года началась разработка девятиместного самолета «Байкал», который будет производиться на авиазаводе в Улан-Удэ. Это будет конкурентоспособный самолет, изготовленный из новых материалов и использующий современные агрегаты.
Кроме того, не стоит списывать со счетов и известный всем Ан-2. По мнению министра, жизненный цикл этого самолета ничем не ограничен, нужно только провести его полную модернизацию под запросы клиента и установить газотурбинный двигатель.
О важности совместной работы
Минпромторг — едва ли не единственное ведомство, работу которого представители всех фракций оценивают позитивно. Не стал исключением и этот правительственный час: признавая важность и масштаб задач, которые еще только предстоит решить, представители фракций один за другим заявляли, что в целом к работе министерства промышленности и торговли претензий нет.
Другое дело, что для того, чтобы в стране что-то менялось в лучшую сторону, усилий Минпромторга явно не хватает.
«Министерство делает все что может, но этого недостаточно, чтобы изменить тренд в развитии страны, — признал представитель «Справедливой России» Валерий Гартунг. — Для этого нужны усилия не только всего российского правительства, но и Центробанка».
Коллегу поддержал представитель фракции КПРФ Николай Арефьев, заявивший, что Минэкономразвития и то, что делается в сфере денежно-кредитной политики и налогового законодательства, нивелирует работу Минпромторга.
Владимир Гутенев, выступивший от фракции «Единая Россия», был менее резок, однако пообещал, что парламентарии будут форсировать принятие законов, необходимых для развития реального сектора отечественной экономики.
Парламентарий подчеркнул, что фракция одобряет многие инициативы Минпромторга от декапитализации ФРП и предоставления льготных займов предприятиям ОПК до секторальной поддержки промышленности.
Гутенев отметил также, что приоритетом как для фракции ЕР, так и для Минпромторга остается совершенствование системы госзакупок. В этом контексте особенно важно реализовать механизм квотирования закупок продукции отечественного производства, что будет способствовать развитию диверсификации ОПК и импортозамещения.
Вместе с тем парламентарий остановился на необходимости совершенствования мер поддержки. В частности, нужно исключить ситуации, когда компания работает в пострадавшей отрасли, но не может получить необходимую поддержку из-за укрупненного ОКВЭДа. По мнению Гутенева, перечень пострадавших отраслей должен быть расширен, а внимание должно уделяться не только крупному бизнесу, но и МСП.
Отдельно Владимир Гутенев отметил стратегический характер работы Минпромторга. Даже в непростых условиях, сложившихся в последние месяцы, в министерстве продолжают разрабатывать стратегические документы, ориентированные на долгосрочную перспективу.
«От эффективности работы министра и министерства в целом многое зависит, но эта ответственность у нас общая», — подвел итог дискуссии Вячеслав Володин, призвавший коллег продолжать эффективное взаимодействие с Минпромторгом и решать проблемы сообща.
P.S. Денис Мантуров, конечно, образцовый министр. И Минпромторг — образцовое министерство. Только вот радости от этого мало: пока образцовое ведомство только одно, радикально что-то изменить в жизни страны будет сложно. Собственно, депутаты об этом и говорили.
Источник: ЦЭРС