21 мая Новый, тяжелый, свой
Каким должен быть воздушный извозчик будущего
Минобороны России формулирует техническое задание на перспективный транспортный самолет, который сможет заменить в составе ВВС тяжелые машины типа Ил-76 и Ан-22 «Антей». Разработка нового самолета поручена Авиационному комплексу имени С. В. Ильюшина. Первый полет нового самолета должен состояться в середине 2020-х годов, запуск в серию — к концу десятилетия.
Кто поднимет новый танк
Упоминания о новой машине пока что достаточно скудны. Впервые о ней 18 марта 2014 года сообщил генеральный конструктор «Ила» Виктор Ливанов. «Точного названия у проекта нет, пока условно называем его ПАК ТА — перспективный авиационный комплекс транспортной авиации» — сказал он. Подробностей об облике и характеристиках новой машины не сообщалось, однако имеющиеся данные о требованиях к перспективной машине позволяют достаточно точно опознать корни концепции и, следовательно, облик. 16 мая 2014 года о разработке новой машины упомянул, выступая в эфире «Эха Москвы», замглавкома ВДВ. Он сообщил, что новый самолет должен прийти на смену таким машинам, как Ан-12, Ил-76 и Ан-22, а также назвал его индекс — Ил-90.
По словам Ливанова, точные требования к ПАК ТА будут известны после консультаций с возможными заказчиками, прежде всего — Министерством обороны. «Первые результаты «продувок» показали возможные варианты, сейчас ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского) более глубоко займется этим проектом», — сказал он.
Ливанов уточнил, что по перспективному авиакомплексу ведутся научно-исследовательские работы. Помимо ЦАГИ этим занимаются также специалисты ОКБ Мясищева и других предприятий.
Упоминание о замене Ил-76 и Ан-22 позволяет достаточно точно определить требования к перспективному военно-транспортному самолету, исходя из принципов, в соответствии с которыми создавались его предшественники. В настоящее время основным ВТС Российской военно-транспортной авиации является Ил-76, при этом данная машина была разработана исходя из тактико-технических требований 1970-х годов и модернизация при переносе производства в Ульяновск не слишком сильно увеличила ее возможности. Ил-76 способен перевезти один основной боевой танк Т-72 (перевозка Т-90 требует частичного разукомплектования танка ввиду его большей ширины по бортовым экранам) или технику мотострелкового взвода — три боевых машины пехоты (до БМП-3 включительно).
При освоении производства новой техники сухопутных войск эти ограничения станут еще более существенными: Ил-76 не сможет поднять взвод на перспективных БМП «Курганец» массой по 25 тонн в силу максимальной нагрузки этого самолета, ограниченной 60 тоннами. Сомнительны также его возможности по перевозке перспективного основного боевого танка «Армата» как по массе, так и по габаритам (ширина корпуса), а также других машин на данной платформе.
Процесс роста массы и габаритов военной техники нового поколения стал заметен еще в 70-80-х годах прошлого века, особенно после появления американских и западноевропейских бронированных машин третьего поколения — танков М1 «Абрамс», «Леопард-2», БМП «Брэдли» и других. Основной на тот момент американский ВТС С-141 «Старлифтер», нагрузка которого не превышала 40 тонн, не мог поднять перспективный основной боевой танк М1 или взвод на новых БМП «Брэдли», и именно данные требования привели к созданию С-17 «Глобмастер» с нагрузкой 80 тонн.
Исходя из этого, перспективный советский самолет должен иметь нагрузку и габариты грузовой кабины, превышающие таковые у Ил-76 и примерно соответствующие Ан-22 либо С-17 Globemaster. Проект соответствующих характеристик в истории отечественного авиапрома уже был — это тяжелый ВТС Ил-106, разработка которого с целью замены Ил-76 и Ан-22 началась в 80-х годах.
Новый советский самолет должен был подняться в воздух ориентировочно в 1995-1996 годах и к началу 2000-х пойти в серию, одновременно с создававшимися тогда же новыми боевыми машинами для сухопутных войск, однако «Глобмастер» остался в своем поколении без одноклассника.
Отчасти решить эту проблему могло бы возобновление производства Ан-124. Такая возможность обсуждается уже второе десятилетие, однако характеристики данной машины и ее стоимость не предполагают крупносерийного производства в силу экономических причин. Для решения задач массовой переброски сухопутных войск с новой бронетехникой по воздуху ВВС России нуждаются именно в однокласснике С-17 или, иными словами, в реинкарнации проекта Ил-106.
Продай слона
Разработка новой машины имеет и еще одно, неочевидное, значение — освоенные в ходе этой программы материалы и технологии могут сыграть ключевую роль в создании перспективного широкофюзеляжного пассажирского лайнера, договор о совместной разработке которого был подписан в Шанхае руководством объединенной авиастроительной корпорации и китайской компании COMAC 20 мая 2014 года в ходе визита Владимира Путина в КНР.
Пока рано говорить о заводе, серийно производящем подобные машины, однако представляется логичным, что ПАК ТА сменит в производстве Ил-76МД-90А, чья серия сейчас разворачивается на «Авиастаре». В конструкцию Ил-76 за это время, очевидно, будут вноситься изменения, связанные с появлением новых технологий, материалов, двигателей по мере разработки новой машины.
Оценивая перспективный рынок ПАК ТА, можно прогнозировать потребности ВВС РФ примерно в 100-120 самолетах данного класса, еще 12-15 машин могут «взять на себя» партнеры России по ОДКБ примерно так же, как европейские члены НАТО организуют совместную эксплуатацию «Глобмастеров», еще около 30-40 машин возможно поставить другим госструктурам РФ (ФСБ, МЧС, президентский авиаотряд) и российским авиакомпаниям, занятым на грузовых перевозках. Зарубежный рынок для подобных машин, пока монопольно занятый «Глобмастером», может «открыться» в начале 30-х годов, когда самолеты этого типа начнут списывать по исчерпании ресурса, особенно если новый российский транспортник будет иметь конкурентоспособную стоимость. Относительно текущих цен, она ориентировочно не должна превышать 180 миллионов долларов за машину. В этих условиях не исключено, что РФ удастся возобновить борьбу за индийский рынок ВТС, где к 30-40 годам встанет вопрос о замене С-17, а также предложить новую машину Китаю. Там перспективный ВТС Y-20 создается в категории нагрузки до 60 тонн.
Не исключено, что, как и в случае с перспективным широкофюзеляжным самолетом, Китай может стать партнером России по разработке ПАК ТА, однако для этого Пекину необходимо будет доказать реальность данного проекта как минимум в виде завершенного технического проектирования и подготовки к постройке опытного экземпляра машины. Вместе с тем ни в коем случае нельзя ставить ПАК ТА в зависимость от иностранного инвестора или партнера, учитывая его стратегическое значение.
Немаловажно также и обстоятельство, что реализация этого проекта обеспечит значительный спрос на авиационные двигатели (тяжелые ВТС по определению четырехмоторные) российского производства, идентичные двигателям для гражданских самолетов, — не менее 600 двигателей без учета экспортных поставок. Общая же стоимость программы разработки и производства такой машины может составить оценочно до 40 миллиардов долларов за 30 лет, при этом цена каждого отдельного самолета, как показывает практика, непосредственно зависит от масштабов производства, уменьшаясь по мере роста серии.
Говоря о линейке российских серийных транспортных самолетов в случае реализации ПАК ТА, представляется, что в идеале к середине 30-х годов она должна выглядеть следующим образом: ЛВТС (6-8 тонн — Ил-112), средний ВТС (18-20 тонн — МТС/МТА), средний ВТС короткого взлета и посадки (30-47 тонн в зависимости от режима эксплуатации — Ан-70), тяжелый ВТС (80 тонн — ПАК ТА), который к тому времени сменит в серии Ил-76МД-90А, и, наконец, сверхтяжелый ВТС на основе Ан-124.
Подобная линейка позволит полностью обновить нынешний парк, обеспечив как решение тактических и оперативных задач (Ил-112, МТС, Ан-70) на театрах военных действий, так и стратегических (тот же Ан-70, ПАК ТА, Ан-124) на межтеатровых перебросках. Включая как переброски в границах бывшего СССР, так и в дальнее зарубежье, в случае необходимости. При этом практически все названные самолеты должны иметь коммерческий потенциал, позволяющий удешевить реализацию данной программы за счет привлечения гражданских эксплуатантов. Это повысит и экспортный потенциал самолетов, особенно на рынках стран третьего мира. Кроме того, необходима проработка организационных схем коллективной эксплуатации транспортных машин, делающих их доступными для относительно небогатых стран «вскладчину». Пример подобной кооперации уже есть в виде упоминавшихся программ совместной эксплуатации ВТА НАТО.
Реализация транспортной программы даст завершенную структуру ВВС, которые таким образом к концу следующего десятилетия будут иметь серийные машины нового поколения во всех категориях авиации — от армейской до стратегической — и боевые возможности, сравнимые с ВВС США или объединенными ВВС европейских стран НАТО, даже при количественном превосходстве последних. Общая численность российской военно-транспортной авиации после обновления парка может составить до 250-300 машин в боевом составе и резерве первой категории, в том числе до половины — тяжелых и сверхтяжелых самолетов. Такой парк обеспечит как постоянное выполнение задач в рамках поддержания боевой готовности вооруженных сил, так и оперативное развертывание мобильных сил на двух изолированных друг от друга ТВД (условно — Дальний Восток и Центральная Азия). В мирное время самолеты ВВС из резерва первой категории могут также привлекаться для выполнения задач в интересах экономики страны — как на условиях коммерческого фрахта, так и за государственный счет при необходимости.
Источник: Lenta.ru от 20.05.2014г.