30 Июл Владимир Михайлов: «Ни один контракт ОАК сорван не будет»
О том, когда в России построят первый 20-тонный беспилотник, под каким брендом в нашей стране появится первый гиперзвуковой самолет и сможет ли человек управлять такой машиной, в интервью ИТАР-ТАСС рассказал глава дирекции программ военной авиации Объединенной авиастроительной корпорации Владимир Михайлов.
— В начале июня на аэродроме в подмосковном Жуковском загорелся истребитель пятого поколения. Известны ли уже причины его возгорания и итоги работы комиссии, расследующей инцидент?
— Причины нам уже известны, но комиссия еще не завершила работу, и называть их пока преждевременно. Сейчас специалисты работают над определением возможных источников этих причин.
— Определена ли сумма ущерба, причиненного самолету в результате возгорания, и когда машина будет полностью восстановлена?
— Сумма ущерба пока уточняется, данные и выводы расследования мы обнародуем позже. Сегодня могу лишь сказать, что истребитель будет полностью восстановлен и этот неприятный инцидент не повлияет на общие сроки испытаний по программе Т-50. Объем испытаний, который планировался на этот самолет, будет перераспределен на другие машины, а восстановленный истребитель подключим к испытаниям позднее.
— Известна ли плановая дата подписания первого соглашения с Минобороны РФ на поставку Т-50 для ВВС России и какое количество этих машин планируется законтрактовать?
— Сейчас начинается важный этап по совместным испытаниям самолета, и подписание контракта на поставку первой партии машин станет возможным только после его завершения. Мы рассчитываем, что это должно произойти в 2015 году. Объем поставок в рамках планируемого соглашения составит несколько десятков самолетов.
— Когда планируете заключить новый долгосрочный контракт с Минобороны РФ на производство истребителей Су-35С? Сколько самолетов планируется включить в соглашение?
— Поставки по текущему контракту завершим в следующем году, соответственно, и подписание нового контракта на поставку Су-35С ожидаем в 2015 году. Речь идет о соглашении более чем на 40 самолетов.
— Как продвигаются работы по созданию 20-тонного ударного беспилотного летательного аппарата (БЛА)?
— Мы сейчас работаем над созданием целого ряда инновационных беспилотных летательных аппаратов, однако раскрыть подробности пока не могу. По 20-тонному разведывательному БЛА первый этап разработки планируется завершить в 2015 году. На основе этой машины впоследствии будет разработан и боевой беспилотник.
— Подписан ли контракт с Минобороны РФ на проведение опытно-конструкторских работ (ОКР) по военно-транспортному самолету Ил-112В?
— Увы, пока нет. Но проект соглашения подготовлен и уже проходит согласование в соответствующих органах военного управления.
— Уложитесь в 7,9 млрд руб., запланированные Минобороны РФ на эти работы? Сохраняется ли план законтрактовать с Минобороны РФ 62 такие машины?
— И проект контракта, и его ценовые показатели остаются неизменными. Контракт планируется подписать до конца 2014 года.
— А соглашение на серийное производство Ил-112В когда планируете подписать?
— Сначала надо завершить ОКР: мы рассчитываем, что эту часть сдадим в 2017-2018 годах. Тогда же планируем подписать и контракт на серийное производство в заявленном Минобороны России количестве.
— Сколько всего боевых самолетов в текущем году планируете поставить Минобороны РФ?
— Около 100. Это наши планы на 2014 год в рамках гособоронзаказа. Еще более полутора десятков боевых машин планируем передать в этом году зарубежным заказчикам.
— Каков на сегодня объем гособоронзаказа (ГОЗ) в денежном выражении, выполняемого предприятиями корпорации? Какова динамика ГОЗ за последние годы и сохранится ли она в среднесрочной перспективе?
— О денежном объеме работ ОАК в рамках гособоронзаказа сказать могу, лишь что Минобороны заключило с корпорацией долгосрочные контракты на сотни миллиардов рублей. Они уже обеспечили предприятия ОАК стабильной загрузкой до 2020 года. Думаю, вы заметили, что объем работ в рамках гособоронзаказа растет практически ежегодно. Если в середине 2000-х годов мы передавали Министерству обороны один-два самолета в год, то теперь счет идет на десятки, вплотную приблизился к сотне. Такая динамика сохранится и в среднесрочной перспективе.
— Как скоро и под каким брендом в России может быть реализован проект создания гиперзвукового летательного аппарата?
— Создание такого вида летательных аппаратов вряд ли возможно без значительных бюджетных инвестиций. При заинтересованности государственного заказчика мы готовы приступить к соответствующим научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам. Что касается бренда, на предприятиях ОАК, таких как компания «Сухой», «Туполев», ЭМЗ имени В. М. Мясищева, определенный научно-технический задел в области создания гиперзвуковых летательных аппаратов сохранился еще с советских времен.
— Как считаете, сможет ли управлять такой машиной человек или это будет беспилотник?
— Я считаю, что говорить о пилотируемых или беспилотных гиперзвуковых самолетах пока преждевременно. Например, в США исследования в этой области ведутся уже несколько десятилетий, но только на этапе демонстраторов технологий, таких как гиперзвуковая ракета X-51A WaveRider.
— Кто из наших зарубежных партнеров активно интересуется боевыми самолетами марки «Сухой» и какой из зарубежных рынков наиболее перспективен в этом плане?
— Наибольшее количество российской военной авиационной техники марки «Су» в данный момент закупает Индия. Хорошие перспективы эта техника имеет также в регионе Юго-Восточной Азии, ведутся переговоры и с рядом стран из других регионов.
— Будете ли поставлять в Индию готовые истребители Су-30МКИ или дальнейшее сотрудничество с Нью-Дели по этим машинам ограничится строительством наших самолетов на заводах корпорации HAL?
— Программа лицензионного производства истребителей Су-30МКИ в Индии реализуется достаточно успешно и уже вступила в завершающую фазу. Если говорить о дальнейших планах и возможностях, мы со своей стороны готовы в будущем поставлять индийским партнерам как самолетокомплекты для сборки силами их промышленности, так и готовые образцы из России, но для этого необходима соответствующая инициатива со стороны заказчика. При возникновении оперативной потребности ВВС Индии в дополнительном количестве самолетов с нашей стороны проблем не возникнет.
— Существует ли опасность срыва каких-либо соглашений с зарубежными заказчиками из-за фактического разрушения кооперации с украинскими предприятиями?
— Нет. Ни одно соглашение сорвано не будет. Мы создали задел ПКИ (покупные комплектующие изделия. — ИТАР-ТАСС), который позволяет выполнить планы производства и поставки авиационной техники в текущем году по всем экспортным контрактам в установленные сроки. Комплектующие украинского производства будут заменены на российские аналоги в ближайшие полтора-два года, план по импортозамещению уже активно реализуется предприятиями ОАК.
Источник: ИТАР-ТАСС