«У нас нет трудностей в общении с зарубежными коллегами»

Международный авиационно-космический салон в 2015 году оказался под двойным ударом. С одной стороны, многие российские компании ввели режим экономии, и выставочные бюджеты были сокращены едва ли не в первую очередь. С другой стороны, внешнеполитический фон явно неблагоприятен для развития международного сотрудничества в высокотехнологичных отраслях, тем более — ориентированных на производство вооружений и продукции двойного назначения. Тем не менее, сокращение выставочных площадей относительно рекордного салона 2013 года будет на уровне 10%, что значительно меньше, чем в большинстве отраслевых выставок в России. О том, как МАКСу удалось отстоять свои позиции, «АвиаПорту» рассказал заместитель генерального директора ОАО «Авиасалон» Николай Занегин.

— Непростая экономическая ситуация заставляет многие компании сокращать расходы. Повлияло ли это на формирование экспозиции МАКС-2015?

— Основным достижением бренда «МАКС», который сегодня признан как в России, так и за рубежом, является то, что наши основные экспоненты, представляющие весь мировой аэрокосмический комплекс, по-прежнему активно участвуют в салоне. При этом характерно, если на первых МАКС в формировании экспозиции активно участвовали наши организаторы, которые способствовали привлечению компаний, то в настоящее время все ведущие экспоненты обращаются в дирекцию самостоятельно и заранее. Это свидетельствует о том, что они отчетливо представляют, для чего вкладывают немалые деньги в участие в МАКСе, и какую получают отдачу.

На МАКС-2015 несколько уменьшился объем компаний второго и третьего эшелонов, подрядчиков и субподрядчиков. Как следствие, отмечается некоторое сокращение зарезервированных площадей. Это связано с необходимостью экономии средств: во многих компаниях бюджеты на выставочные мероприятия урезаны.

— Вы ожидаете падения спроса на площади?

— Мы постоянно обмениваемся информацией и консультируемся с крупнейшими выставочными площадками — «Экспоцентром» и «Крокус-Экспо». Они отмечают, что на большинстве выставок отмечается падение спроса на площади на 15-20%. У нас же общий объем зарезервированных площадей ниже прошлого салона примерно на 10%.

— Иностранное участие в меньшей степени зависит от состояния российской экономики, но там доминируют политические факторы. Как это сказывается на участии в салоне и резервировании площадей?

— Что касается иностранного участия, некоторые изменения, конечно, произошли. Но надо признать, что наш негативный прогноз не оправдался. Мы ожидали существенного изменения формата участия в сторону значительного сокращения присутствия одних компаний и умеренного роста — других. На самом деле основные игроки, которые представляют аэрокосмический комплекс Европы и США, остались в прежнем объеме. Я имею в виду таких гигантов как Airbus Group, Boeing, CFM International, Pratt&Whitney, Rolls-Royce, Safran и многих других.

Ясно, что санкции, ограничивающие возможности сотрудничества в военной сфере и товарах двойного назначения, накладывают отпечаток на участие иностранных компаний. Но у нас не чисто военная выставка. К тому же на МАКС военную продукцию демонстрируют главным образом российские компании. У нас будет семь национальных павильонов: из Франции (24 компании), Бельгии (13 компаний), Чехии (12 компаний), США (6 компаний), Швейцарии (6 компаний), Республики Беларусь (5 компаний) и Ирана.

На авиасалон прибудет высокопоставленная делегация GIFAS. Германская аэрокосмическая промышленность в этот раз не будет представлена официальным павильоном Ассоциации авиационной промышленности Германии BDLI, но, вместе с тем, ведущие немецкие компании, такие как DLR, Lufthansa Technik, Stahlwille, Höcker и другие у нас присутствуют, как присутствовали раньше. Итальянские компании Finmeccanica, Elettronica также будут участвовать в салоне.

Все это свидетельствует о том, что у европейцев сохраняется интерес к сотрудничеству с Россией в области авиации. Все понимают, что временные политические трудности, в конце концов, должны уйти. И мы будем продолжать совместную работу.

География экспонентов остается весьма широкой. У нас будет присутствовать национальный павильон США, который никак не сокращен в сравнении с прошлыми годами. Участвует компания Denel из Южной Африки. Помимо двух ведущих корпораций Китая — это AVIC по авиации и CASC по космосу — в МАКС-2015 будет участвовать ряд китайских компаний второго и третьего эшелонов. Небольшие производители проявляют самостоятельный интерес к выходу на российский рынок и к сотрудничеству. Это очень важно. В результате размер выставочных площадей Китайской Народной Республики увеличился почти в три раза.

— Но, как мы понимаем, не обошлось и без потерь?

— На МАКС-2015 мы не увидим экспозиции ведущих украинских компаний: «Антонов», «Мотор Сич», корпорации «Ивченко-Прогресс». Вместе с тем, мы надеемся, что представители этих предприятий посетят МАКС.

Исключительно по политическим мотивам мы потеряли компанию IAI из Израиля. Но пришли иранские производители, которые сейчас проявляют очень большой интерес к развитию сотрудничества с нашей страной. Они представят достаточно большой стенд с широкой номенклатурой продукции, а также арендуют шале.

Но в целом, если говорить о ходе подготовки МАКСа, мы снова получаем подтверждения, что он пользуется высокой репутацией не только в стране, но и за рубежом. У нас нет больших трудностей в общении с нашими зарубежными коллегами.

— Визитной карточной Международного авиационно-космического салона, безусловно, является его летная программа. Чем порадуете посетителей в нынешнем году?

— Летная программа МАКС как была, так и остается самой зрелищной, самой насыщенной и самой сложной в мире с точки зрения демонстрируемых фигур, группового пилотажа. И это не только дань формату мероприятия — очевидно, что полеты являются неотъемлемой частью авиасалона. Но авиашоу в дни проведения МАКС — это одновременно и национальный праздник России, который собирает сотни тысяч зрителей от самого юного возраста до ветеранов.

В 2015 году в программе будет участвовать восемь пилотажных групп. Пять из них представят Военно-воздушные силы России. Это хорошо знакомые публике «Русские витязи», «Стрижи», «Соколы России» и «Беркуты», а также новая пилотажная группа «Крылья Тавриды», которая летает на Як-130. На статической стоянке будет представлена вся линейка боевых самолетов, находящихся на вооружении Военно-воздушных сил. Отрадно, что промышленность и военные оказывают друг другу поддержку: как промышленность поддержала проведение выставки «Армия» и выступила в полном объеме, всеми компаниями, точно также и Вооруженные силы, Военно-воздушные силы России будут участвовать в МАКСе.

— Чем насыщеннее летная программа, тем выше требования к обеспечению безопасности полетов…

— Мы как всегда уделяем большое внимание организации и проведению летной программы, осознавая, что это огромная ответственность. Во многом реализация этой программы возможна благодаря тому, что все вопросы проведения полетов, управления полетами, допуска к ним решается при непосредственном участии специалистов Летно-исследовательского института им. Громова. Выстроенная у нас система, по признанию наших коллег, представителей международных салонов «Фарнборо» и «Ле-Бурже», является самой жесткой в мире. Надеюсь, что мы сможем выполнить планы и обеспечить длительные, 5-6 часовые программы полетов без сбоев, организованно, слаженно и без происшествий.

Автор: Олег Пантелеев

Источник: АвиаПорт.ру